Улыбается солнце в безоблачном небе,
Слышен ангельский дивный песенный напев.
В воскресенье, держа в руках веточку ивы,
Я хочу пожелать не знать горя и бед.

Я хочу чтобы святость всегда окружала,
Чтоб в хрустальной душе радость жила,
Чтоб не только верба собой очищала,
Но и в ней обитало много тепла.

Я хочу, чтобы счастье всегда было рядом,
Чтоб невзгоды всех дней обошли стороной,
Чтоб Господь охранял тебя своим взглядом,
Чтобы жизнь протекала бурной рекой.

Я желаю тебе всегда быть счастливым,
Чтобы в сердце всегда царила весна,
В воскресенье, держа в руках веточку ивы,
Пробуждаю тебя от зимнего сна.


Ива смиренно головку склонила,
Веточки-руки в молитве сложив.
Ива сегодня станет счастливой,
Слезы, водою святой, окропив.

Я очень хочу, чтобы Вы вместе с ивой,
Поняли главную суть бытия,
Что мы на землю святую пришли,
Каждый зачем-то и каждый не зря.

И в воскресенье это святое,
Чтоб мы позабыли тревогу и страх,
И тихо с ивой в молитве склонились,
Веря, что счастье в наших сердцах.

Чтобы Бог всю жизнь рядом с тобой был,
Чтобы святость ты в сердце сохранил.
Я желаю быть искренним с собой,
Пусть верба тебе мир даст и покой!

Национальный музей Республики Татарстан

 

Лекция
«Из истории Казанского городского транспорта»








подготовил
с.н.с. отдела по связям с общественностью
Каменщиков А.В.













Казань 2011 год


Лекция с презентацией
«Из истории Казанского городского транспорта».


Цель занятия:  рассказать об истории городского транспорта Казани, его развитии и перспективах.

Задачи:
1. Дать представление о развитии транспорта в Казани.
            
2. Развитие интереса к истории родного края.
             
3. Воспитывать уважение к культурно – историческому наследию Татарстана и Казани.

Тема нашей лекции включает следующие вопросы:
Введение.
1.    Казанский городской транспорт в конце 19 – начале 20 века.
2.    Развитие городского транспорта в Казани в 20 веке.
3.    Современное состояние, проблемы и перспективы развития транспорта в нашем городе.
Заключение.

          В конце лекции будут предложены контрольные вопросы. К лекции прилагается хронологическая таблица по истории Казанского городского транспорта, список использованной литературы и наглядный материал для показа в электронном варианте.

        Тема представляет большой интерес в том плане, что мы не можем сегодня ни дня обойтись без транспорта -  «кровеносных сосудов» экономики, « средства сегодня не роскоши, а передвижения». Вынуждены его постоянно совершенствовать технически, обновлять парк машин, вырабатывать новые маршруты движения,  улучшать наши дороги, укреплять безопасность на них.

Введение.

        Транспорт – от латинского слова  «transporto» - « перемещаю». Для того, чтобы перемещать с места на место различные грузы и людей, доставлять их до места назначения и были изобретены, сконструированы и построены разные транспортные средства.
В Республике Татарстан существуют все виды транспорта воздушный транспорт (самолёты, вертолёты), железнодорожный транспорт (пассажирские и грузовые поезда, электропоезда), самый распространённый автомобильный транспорт (легковые и грузовые автомобили, автобусы, такси), речной транспорт (грузовые суда, теплоходы, корабли на подводных крыльях и воздушной подушке). В Казани есть наземный городской транспорт (автобусы), электротранспорт (трамваи, троллейбусы) и подземный электротранспорт (метро).
     В Казани созданы транспортные ворота  - международный аэропорт, речной порт, железнодорожный вокзал, автовокзал. Казань является крупным транспортным узлом.
Мы располагаем огромным и разнообразным транспортом на все случаи жизни, который не стоит на месте и постоянно развивается.
       Человек в древнейшее время долгое время ходил пешком и всё таскал на себе. Но потом изобрёл плот и лодку для передвижения по воде. А также приручил животных, научил их возить наездников и грузы. Быки, ослы, буйволы, лошади, верблюды стали использоваться древним человеком в различных частях света для транспортировки.
Чтобы перевозить больше грузов, человек со временем создал сани и повозки, чтобы запрягать в них животных. Причём, повозки заимели колёса, позволяющие легче и быстрее  катить, чем тащить волоком или вьючным способом.     Открытие Колеса было величайшим достижением и человека в истории транспорта.
     В Национальном музее РТ имеются экспонаты, имеющиеся отношение к казанскому транспорт – карета Екатерины Второй, пролётка, коллекция поддужных колокольчиков, штурвал от волжского парохода – парома, деревянные сиденья от старых трамваев,
    В сегодняшней лекции мы рассмотрим историю казанского городского транспорта в конце 19 – начале 21 веков.
Здесь имеется своя особая и интересная история сменяющих друг друга, всё более совершенных, транспортных средств. Человек никогда не успокаивался на достигнутом.
      В больших городах, как Казань, транспорт – одна из главных проблем жизни города. Исторический взгляд от чего к чему мы пришли в транспортном развитии Казани позволит лучше понимать и ценить, что мы сегодня имеем, использовать положительный опыт и видеть перспективы для дальнейшего развития.

1.    Казанский городской транспорт в конце 19 – начале 20 века.

      Казань в конце 19 – начале 20 вв. была крупным и известным городом страны, центром  губернии в составе Российской империи. Тогда это был совершенно другой город с другим видом и жизнью горожан. Население Казани насчитывало тогда более 140 тысяч человек, а площадь была – 14 квадратных вёрст.
        В городе преобладали деревянные малоэтажные частные дома со дворами, сараями. Улицы в центре были выложены камнем, но в основном они были грунтовыми. И весной, и осенью город утопал в грязи. А летом с хорошей погодой окутывался морем пыли. По вечерам улицы погружались в темноту и только в центре было фонарное освещение.
     Автомобилей почти не было на улицах  (они в единичных количествах стали появляться с 1901 года) и каждое их появление вызывало толпу зевак. В городе ходил гужевой ( лошадиный) транспорт. Пассажиров перевозили городские и частные извозчики, а грузоперевозками занимались ломовые извозчики.
В Казань приплывали пароходами по Волге или на поезде по Московско – Рязанской железной дороге ( с 1893 года), который тащил паровоз. В 1895 – 1896 гг. в нашем городе появился железнодорожный вокзал, который сохранился до наших дней.
       Казанские пристани ( весенняя и летняя) были расположены далеко от города и не имели хорошего сообщения с центром. К ним шли грунтовые дороги, утопащие в пыли и грязи. Через Казанку был сделан деревянный мост с Адмиралтейской дамбой.
Приехавшие в Казань гости садились в пролетку. В России до 1917 года – лёгкий четырёхколёсный рессорный двухместный экипаж с откидным кожаным верхом. Пролетка управлялось в основном одной лошадью.  
      Управлял пролёткой извозчик. Дежурили пролётки в оживлённых местах города и подвозили пассажиров. Богатые люди имели свои экипажи и конюшни. Но был и городской общественный транспорт в виде многочисленных пролёток, работающий по особым правилам, с объединением извозчиков, работу которых контролировали городские власти.
      Этот вид транспорта был мало вместительным и со временем перестал удовлетворять потребности города в перевозке пассажиров, количество которых постоянно возрастало. Рос и город. Увеличивались расстояния для проезда из одного конца города до другого. До появления конки перевозка пассажиров осуществлялось также дилижансами, но их было мало и они в Казани не прижились.  
    Был в Казани зимний вид транспорта, существовавший в рассматриваемое нами время – барабусы. Его название происходит от татарского слова «барабыз», что в переводе означает «идём, едем». Транспорт был сделан в виде саней – розвальней, на которые был положен мягкий тюфяк, набитый сеном или соломой. Поскольку барабусы возили пассажиров за гроши, они были популярны лишь в бедных слоях общества. Впоследствии барабусы были вытеснены конкой и электрическим трамваем.
      1 января 1870 года Министерство путей сообщения одобрило проект инженера П. П. Панаева, в ходе реализации которого 2 октября 1875 года была открыта казанская конка – конно-железная дорога, одна из первых в России, по которой ходили маленькие вагоны, запряжённые парой лошадей. Конка вначале обслуживала в основном центральную часть города, где жили люди состоятельные, затем дорогу проложили до Адмиралтейской слободы и до мыловаренного завода Крестовниковых.
      В зимнее время конка действовала нерегулярно, а на отдельных линиях движение вообще останавливалось до весны. Маршруты были одноколейными. Скорость составляла 6 – 7 вёрст в час. Управлял конкой извозчик. В вагоне находился кондуктор. Можно было ездить на крыше вагончика. Кучер звонил в колокол, если кто неосторожно перебегал через рельсы. В одно время ввели свистки, но они были неудобными,  зимой примерзали к губам.
         Первоначально появились в Казани две линии конки: « Волжская» -  от Толкучий рынок до Дальнего Устья и « Проломная» - от Рынка, по Проломной улице, через Рыбную площадь, до церкви Сошествия Святого Духа в Суконной слободе. Ездило 12 вагонов красного цвета вместимостью каждый до 40 человек. Были одноэтажные и  двухэтажные вагоны.
       К концу 19 века общая протяжённость уже 5 линий казанской конки составляла 18,3 километра. Пути в основном были одноколейные с разъездами через 300 – 600 метров. Были определены остановки.  Конка располагала двумя парками: Адмиралтейским на 200 лошадей и Арским на 130 лошадей. В 1900 году конка прекратила своё существование, став основой для электрического трамвая.
        20 ноября 1899 года в Казани был пущен первый электрический трамвай. Владельцем стало Бельгийское анонимное общество, которое получило от города концессию на его эксплуатацию сроком на 44 года. В день открытия движения трамвайное депо располагало одной электрической станцией, 26 трамвайными вагонами и 15 километрами путей.  Использовались линии конки. Хотя средняя скорость трамвая не намного превышала скорость конки, трамвай был быстро принят казанцами. Вагоны ездили плавно, имели хорошие тормоза, электрический звонок. Правда, зимой вагоны не отапливались, имели деревянные сидения. У них не было закрывающих дверей.  Заходить в вагон, и выходить из него можно было на ходу.
     Первые трамваи появились на центральных улицах, а через несколько лет и на рабочих окраинах. Средняя скорость трамвая не намного превышала скорость конки.  Они, как и конка, стали серьёзными конкурентами для извозчиков. Горожане быстро привыкли к новым видам транспорта более дешёвого, вместительного и безопасного.
       Для трамвая уже надо было не только рельсы, но и контактный провод, токоприёмник и электродвигатель. Пришлось построить и электростанцию.
         В начале 20 века наш город был охвачен густой сетью трамвайных линий. Первый и самый длинный маршрут соединял Рыбнорядскую площадь (ныне площадь Тукая) с пристанями на Дальнем и Ближнем Устье.
      Сейчас  в городе открыт музей казанского трамвая, где можно увидеть трамваи прошлых лет.
       Первые автомобили появились в России в Петербурге в 1895 году, в Москве – в 1899 году. В Казани они начали появляться  с 1901 года. Сначала они были большой редкостью. Покупать экипажи с мотором могли только очень состоятельные люди, страстные любители новой техники. Машины были иностранного производства. В России долгое время не было настоящего автомобилестроения. Дело ограничивалось созданием сборочных и ремонтных мастерских.
   Первый российский автомобиль Яковлева и Фрезе был продемонстрирован на Нижегородской выставке в 1896 году. Он был двухместный с бензиновым двигателем, похожий на пролётку, имел резиновые шины. Мог ехать со скоростью до 21 километров в час по ровной мостовой. Мощность двигателя составляла 2 лошадиные силы. Наличного запаса бензина хватало на 10 часов. Весила машина 300 килограммов. Имела длину – 2,2 метра, ширину -1,5 метра. Была со складным кожаным верхом, с гудком из резиновой груши и фонарями со свечами.
        Сначала на улицах Казани появились немногочисленные легковые автомобили, а затем грузовые. Особенно много машин стало в годы Первой Мировой войны. Казань тогда была важным тыловым городом.
      С появлением автомобилей начались автопробеги. Они были очень популярными и проходили через крупные города при наших плохих дорогах на дальность расстояния и скорость. Маршруты некоторых автопробегов пролегали через Казань. Водители (шофёры) были героями того времени. Они тогда имели даже особую форму – кожаная куртка, кепка, перчатки, шарф на шее и большие очки.
   Новые виды транспорта потребовали улучшения дорожного покрытия, регулирования движения на перекрёстках, принятия и соблюдения правил дорожного движения, скоростного режима.
     В 20 век мы вступили с новыми и революционными видами транспорта. Они перевернули всю нашу жизнь, сделали её более быстрой,  скоростной. Лошадь активно начал вытеснять автомобиль. Ещё большее распространение получил железнодорожный транспорт. Новые средства передвижения появились и на воде.

2.    Развитие городского транспорта в Казани в 20 веке.

        В 20 веке наш город очень сильно меняется во всех отношениях, проходя через многочисленные испытания. Установление Советской власти, Гражданская война между белыми и красными, разруха, голод… Резко сократилась численность населения. Не работали многие предприятия, не хватало одежды, обуви, продовольствия, топлива, электроэнергии, жилья, был значительно разрушен водопровод. С 1918 года замерло движение трамваев. Преобладал гужевой транспорт.
     Все силы были брошены на восстановление экономики и транспорта города. За короткое время, благодаря героическому труду казанцев, удалось многое сделать для восстановления городского хозяйства. В 1922 году начала действовать первая линия трамвая – от города до Устья, а через три года были пущены в эксплуатацию все четыре трамвайные линии, существовавшие до революции. Позднее были капитально отремонтированы пути и провода, вместо одноколеек проложены двухпутные линии. К концу 1925 года перевозки пассажиров трамваем достигли довоенного уровня и составили 15 миллионов  человек в год.
       В связи с ростом населения  и территории города трамвай уже не мог удовлетворить потребности в транспорте. Особенно это касалось окраин. В начале 1926 года в городе появились восемь первых пассажирских автобусов марки Фиат, которые начали движение по трём маршрутам. Эти автобусы имели одну дверцу, запирающуюся водителем вручную, длинный « нос» с двигателем, деревянные сидения и 10 – 15 мест. Кузов был сделан из фанеры.
      В годы первых пятилеток на окраинах города строятся большое количество промышленных предприятий, реконструируются старые заводы. Идёт индустриализация. Из сельской местности на новостройки и на учёбу перемещается большое количество молодёжи. В Казани появилось два новых района. Численность населения увеличилась в более два раза и составила на 1935 год – 380 тысяч человек.
      Многие улицы и тротуары покрылись асфальтом. Казань активно электрифицируется, радиофицируется и телефонизируется. Происходит усовершенствование и транспорта города. Появились новые трамвайные маршруты, которых стало девять. Намного больше стало на улицах автомобильной техники, которую всё больше производили собственные отечественные автозаводы – Московский, Горьковский.
     Вводятся правила дорожного движения, появляется ГАИ – Государственная автомобильная инспекция в составе милиции, которая стала строго следить за безопасностью на наших дорогах. Появляются дорожная разметка и дорожные знаки, светофор. Водителей стали специально обучать и регулярно проверять техническое состояние автомобилей.
    Дальнейшее развитие получил железнодорожный, водный и авиационный транспорт республики. Казань была связана авиарейсами с Москвой. Действовало несколько местных авиалиний. Казань перестала быть тупиковой железнодорожной станцией, связанной только с западными регионами. Она соединилась железными дорогами с Уралом, Сибирью и Средней Азией.
      Но мирную жизнь нарушила война. Великая Отечественная война резко изменила жизнь казанцев. Казань стала важной тыловой базой страны. В городе наблюдалась большая перенаселённость, сюда прибывали эвакуированные предприятия, их рабочие, беженцы, раненые с фронта. Необходимо было поддерживать в жизнеспособном состоянии городское хозяйство, обескровленное призывом в армию самых трудоспособных кадров. А проблем появилось много. И в мирное время, до войны, в Казани было невеликое число автомобилей, слабо было развито автобусное сообщение. А с началом войны практически вся автотехника была мобилизована для нужд армии, лошадей тоже не хватало, и единственным средством перемещения пассажиров в городе остался трамвай.
       Казанские трамваи были переделаны для перевозки также грузов и раненых, которые прибывали в большом количестве с фронта с железнодорожного вокзала и пристани. Были проблемы с кадрами вагоновожатых. Да и зима 1941 – 1942 годов была очень суровая.
      Руководство трамваем перешло на казарменное положение. Часть маршрутов пришлось закрыть. Да и ремонтировать трамваи приходилось иногда прямо на улицах, чтобы поддержать их в круглосуточной готовности.
     От потрясений войны казанский трамвай отходил долго – лишь в 1952 году число перевезённых пассажиров достигло довоенного уровня.
       В тяжёлые годы Великой Отечественной войны в тылу у фашистов боролся с врагом Иван Константинович Кабушкин. Родина высоко оценила подвиг казанского вагоновожатого, удостоив его звания Героя Советского Союза. У здания МУП « Метроэлектротранс» стоит трамвайный вагон № 24, на котором до войны работал герой.
    После войны начинается новый этап развития казанского городского транспорта. Прокладываются новые трамвайные пути, обновляется подвижной состав, увеличивается количество маршрутов. Совершенствуется работа диспетчерской, контрольно – ревизионной службы.
      27 ноября 1948 года на улицах нашего города появились первые троллейбусы, которые связали « Кольцо» с Соцгородом. Сейчас в городн действует 19 маршрутов троллейбусов.
     Заметно прибавилось и количество автомобилей, как легковых и грузовых, а также автобусов, которые в конце концов убрали лошадиный транспорт с наших дорог. Исчезла профессия возчиков в городе.
      Никто не думал, что количество автомобилей в нашем городе достигнет со временем такого уровня, что наши дороги не будут справляться с их потоком, будут на перекрёстках создаваться гигантские пробки, не будет хватать парковочных мест, автомобили создадут проблемы в наших дворах. Они будут сильно влиять на экологию, создавать шум большую загазованность. Они главные загрязнители в больших городах.
      Жизнь постоянно требовала всё новых и новых реформ на транспорте. Появлялись новые современные автобусы, троллейбусы и трамваи.
     В 1999 году, к 100-летнему юбилею казанского трамвая, была сооружена 8-километровая, новая трамвайная линия, одна из немногих новых в стране в конце XX века, по проспекту Победы от его начала до пересечения с улицей Зорге, по которой были пущены маршруты № 19 и встречно-кольцевые 20,21, самые длинные в мире. Сейчас в Казани действует 6 маршрутов трамвая.
       Последняя реформа транспорта прошла на наших глазах – в 2007 году. Тогда в Казани была радикально пересмотрена схема движения автобусов и был обновлён автобусный, троллейбусный и трамвайный парк. На улицах города появились «красные автобусы». Они заменили «ПАЗЫ» и «Газели». У пассажиров появились электронные проездные билеты. Движение всех автобусов отслеживается с помощью автоматизированной системы управления, основанной на спутниковой навигации. Отслеживать движение автобусов может любой пользователь Интернета.

3. Современное состояние, проблемы и перспективы развития казанского городского транспорта.

     В настоящее время основными видами транспорта в Казани являются общественный транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро) и личные автомобили. Также в городе действуют несколько служб такси.
        В 2005 году в Казани было торжественно открыто метро с пятью станциями -  «Кремлёвская», «Площадь Тукая», «Суконная слобода»,       «Аметьево» (надземная станция)  и «Горки». В 2008 году была сдана станция « Проспект Победы». В 2010 году пущена станция «Козья слобода», которая расположена в правобережной части города около энергетического университета. Линия метро пересекла Казанку тоннелями под речным дном.
        О метро в Казани заговорили еще в 1960-е годы, годы начавшегося массового жилищного строительства. И вот, в 1979 году в Казани родился милионный житель. Именно с этой даты претензии столицы тогдашней ТАССР по поводу «подземки» стали обоснованными, т.к. метрополитены, в те времена, могли строить только "города-миллионеры".
       Однако реальные шевеления метростроевцев начались в 1983-м году. Следует отметить, что маршрут первой ветки так и остался практически неизменным с тех времён – соединить спальные районы Горок с центром и далее с промышленной зоной, попутно «захватив» не менее населённые Московский и Ленинский районы. В 1988-м году начались первые реальные работы. Однако последовали события 1991 года, и о метрополитене в Казани можно было забыть.
        Удивительно, но в Правительстве РФ Казань не считалась городом, достойным «подземки». В Правительстве России был составлен список городов, в которых в ближайшее время планируется начать или продолжить строительство метро, Казани в этом списке не было. Узнав, что строительство метрополитена в Казани в ближайшее время не планируют, правительство Татарстана и мэрия Казани, обратились в Москву, и стали добиваться того, чтобы Казань вошла в список городов, в которых планируют строить метро.
      27 августа 2005 года, в рамках празднования юбилея, первая очередь из пяти станций вступила в строй. Казанское метро построено в кротчайшие строки всего за восемь лет.
      Появление метро в Казани стало большим событием в истории городского транспорта. Первыми пассажирами Казанского метро стали Президент РФ Владимир Путин, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Казанский метрополитен был первым в России, построенным после распада СССР. Он стал седьмым в РФ и пятнадцатым в СНГ.
     Вместе со станциями и линиями метро появились депо и инженерный корпус. Максимальная глубина тоннеля городской подземки – 32 метра на перегоне « Тукая – Кремлёвская», в других местах  - от 16 до 12 метров. Общее время движения по линии составляет 15 минут, интервал движения семи поездов ( «Казань» и «Русич» ) – около 5 минут. Метрополитен работает с 6.00 до 23.00. Стоимость одной поездки – 15 рублей.
       К летней Универсиаде – 2013 года собираются сдать ещё три станции – «Декабристов», «Московская», «Авиастроительная». Сейчас полным ходом идёт их строительство. Как мощные кроты роют подземные тоннели машины с женскими именами. Роются глубокие котлованы для платформ станций и подземных переходов через дороги.
          Сегодня казанское метро перевозит за день 35 тысяч пассажиров, а за год – около 11 миллионов. Подземная электричка быстро, надёжно и безопасно довозит пассажиров до нужного места. В ближайшие 3 года передвижение по городу, в связи с масштабным строительством дорожных развязок и станций метро, будет несколько осложнено. Зато к 2013 году Казань получит впечатляющую дорожную наземную и подземную инфраструктуру, которая позволит решить проблему пробок.
        Давайте заглянем в будущее! Будут реконструированы аэропорт и речной порт – воздушные и речные ворота нашего города. Железнодорожный вокзал и аэропорт свяжет ветка аэроэкспресса. На окраинах города, на направлениях главных дорог, уходящих из Казани, появятся четыре автовокзала. Один из них – «Южный» уже сегодня действует.
        На улице Воровского, появится через два года  новая станция метро соединенная с железнодорожной платформой «Восстание. А по городу будет ходить городская электричка.
В ближайшие три года дорожная система Казани претерпит значительные изменения. Ведется строительство 12 новых развязок и 36 подземных и надземных пешеходных переходов. 73 городские улицы будут отремонтированы.
       Демонтаж понтонного моста позволит пустить речной трамвайчик по Казанке. Будет реконструирован Ленинский мост. На всё это федеральный центр выделяет значительные средства.
      Кроме того, в городе появится ещё один быстрый удобный вид общественного транспорта – скоростной трамвай. Будет он ездить по Большому Казанскому кольцу со скоростью 80 километров в час.
Предстоит огромная, невиданных ранее масштабов работа, чтобы наш город имел нормально функционирующий, современный транспорт –комфортабельный и безопасный, помогающий людям.
                                            
Заключение.

     Казанский городской транспорт имеет свою длинную и интересную историю. Пройден путь от гужевого транспорта к автомобильному, от колёсного транспорта к рельсовому, от наземного транспорта к  подземному.
     За период с конца 19 века до настоящего времени в Казани были следующие основные виды транспорта на её улицах  – пролётка, конка, трамвай, автомобиль, автобус, троллейбус, электропоезда метро. Человек осуществил мечты: летать, как птицы, плавать, как рыбы.
     Предстоящая летняя Универсиада – 2013 года серьёзно проэкзаменует казанцев и в плане транспорта. Спортсмены должны из деревни Универсиады добираться до спортивных объектов за 20 минут.  Да и чтобы дальше нормально развивался наш город надо постоянно заниматься решением транспортных проблем. Транспорт, позволяет быстро добраться из одного конца города в другой.
        А теперь ребята проверим, как вы слушали лекцию. Вот вам ряд вопросов:
1) Перечислите, на чём передвигались в Казани 100 лет назад?
2) Назовите современные виды транспорта в Казани.
3) Есть ли в Казани музей истории городского транспорта?
4) 5) Чем отличается пролётка от кареты? Можно ли сегодня в Казани увидеть их?
5) Как нужно относиться к правилам дорожного движения?
6) Какие вы знаете сказочные виды транспорта, воплотить которые не смог пока человек?
7)  Какие профессии есть на транспорте?
8) Когда в Казани появилось метро? Сколько станций и их название?
9) Как называли конный трамвай?

          Хроника событий из истории казанского городского транспорта.

1829 г. – начало мощения казанских улиц и площадей камнем.
1854 г. дилижансы связали Толкучий рынок с волжскими пристанями в Адмиралтейской слободе.
1875 г. -  в Казани появилась конно – железная дорога – конка.
1878 г. -  началось асфальтирование улиц.
1878 г. – открыто внутригородское водное движение по озёрам Нижний и Средний Кабан.
1893 г. – открылось пассажирское движение поездов в наш город.
1899 г. – на улицах города появились первые электрические трамваи.
1901 г. – появление первых автомобилей в Казани.
1910 г. – появление первых такси.
1926 г. -  в Казани был пущен первый маршрутный автобус.
1948 г. – открыто троллейбусное движение.
1957 г. – введены проездные билеты.
1970 г. -  построен первый подземный пешеходный переход на площади Куйбышева ( ныне – площадь Тукая).
1975 г. пущена первая электричка
1997 г. – начало строительства в Казани метрополитена.
2005 г. – открыта первая линия Казанского метро с пятью станциями.
2007 г. – появилась Детская железная дорога с 2 станциями и 2 остановочными платформами протяжённостью более 4 километров.
2007 г. – транспортная реформа в Казани.
2008 г. – сдана 6 – станция метрополитена « Проспект Победы».
2008 г. – начало подготовки к Универсиаде – 2013 года. Она приведёт к новым огромным переменам в транспортной системе Казани.
2010 г. –  сдана в строй седьмая станция Казанского метро « Козья слобода» (30 декабря).
2010 г. – сдана очень важная транспортная развязка в Казани – Ямашева – Амирхана.

Список использованной литературы.

1)    Сто лет Казанскому трамваю. – Казань 1999.
2)    Годы развития. Из истории железнодорожного  транспорта            Н. Новгород 1999
3)    Википедия  - интернет энциклопедия.
4)    Журнал дизайн и новая архитектура 2005 г.
5)    Молодость древнего города. -  Казань 1978г.
6)    Милашевский Г.А. Казань и казанцы, новые штрихи к старым портретам - Казань 2003г.
               


Национальный музей Республики Татарстан

           Отдел по связям с общественностью




Лекция

«Булгары и Свияжск -
мы связаны одной землей».



Подготовил
  с.н.с. Каменщиков А.В.




Казань 2011 год




Лекция с презентацией

«Булгары и Свияжск -
Мы связаны одной землей».

1. Цель лекции: Развитие интереса к истории родного края. И Воспитание уважения к культурно – историческому наследию Татарстана.

II. Задачи.

1. Рассказать об истории Булгара и Свияжска, через знакомство с экспозицией Национального музея.
             
2. Дать представление об основных этапах развития памятников истории и архитектуры Булгара и Свияжска.
            
Тема лекции включает следующие вопросы:

Введение.

1.    Краткая история Булгара и Свияжска.
2.    Экспонаты музея, рассказывающие о Булгаре и Свияжске.
3.Перспективы развития Булгара и Свияжска как крупных туристических центров Татарстана.

      К лекции прилагается хронологическая таблица по истории Булгара и Свияжска, список использованной литературы и наглядный материал для показа в электронном варианте.

Введение.

       Тема представляет большой интерес, так как сейчас Булгарам и Свияжску уделено много внимания в связи с их возрождением. Общество желает знать больше об этих сокровищницах нашего края. Мечтают обязательно побывать там и получить заранее информацию об их памятниках. 
        Комплексный проект «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010-13гг. утвержден Постановлением Кабинета министров  № 1018 от 9.12.2010г. Проект предусматривает развитие туристической инфраструктуры Болгарского музея-заповедника и остров- град Свияжск; работы по обеспечению сохранности исторического и культурного наследия; изучение и популяризацию исторического и культурного наследия, укрепление материально-технической базы учреждения культуры и науки.
    Был создан Фонд «Возрождение», который возглавил первый Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев.
     Логотип Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры вписан в лаконичную форму стрельчатой арки, призванный обозначить, что действие фонда происходит в Татарстане – республике с восточными традициями. Одновременно это щит – самый распространенный геральдический образ. В это обрамление вписаны две зеркально-симметричные стрельчатые арки, у левой – треугольный, ассоциативно отсылающий нас к завершению купола Северного мавзолея в Булгарах и символизирует памятники истории и исламской культуры, у правой – полукруглое ассоциирующееся с куполами православных храмов, в частности собора Всех Скорбящих Радости в Свияжске. В просветах этих малых арок размещены контуры двух ладоней, лелеющих цветок тюльпана, выполненный в традиционной манере татарской орнаментики. Цветок в данном случае символизирует память народов нашей республики, воплощенной в памятниках истории и культуры, нуждающихся в защите и возрождении. Цветок проходит сквозь раскрытую книгу, что означает, что возрождение памятников истории и культуры основано на тщательном изучении исторического материала, а вертикальная линия, проходящая по оси цветка, говорит о неуклонном подъеме процесса охраны и возрождения памятников. Под малыми арками вписано название фонда - «Возрождение» на двух языках - татарском и русском, набранных в стилизованном восточном и древнерусском стилях. Решения данного логотипа основано на симметрии двух половин, что отражает концепцию баланса двух культур и конфессий, реально действующую в нашей республике, и призванную найти продолжение в работе фонда «Возрождение».
    Возрождение Булгара и Свияжска будет самым масштабным культурным проектом, реализованным в республике. Он направлен на сохранение памятников истории и культуры края. На воспитание в подрастающем поколении бережного отношения к памятникам истории, уважении к культуре и традициям народов проживающих в республике. Благодаря фонду и первому Президенту Татарстана М.Ш. Шаймиеву будущие поколения смогут прикоснуться к истории своего края.
      Булгары и Свияжск должны стать крупными и современными туристскими центрами нашей республики, памятниками истории и культуры не только татарского и русского народов, но и всего человечества. Мы надеемся, что эти грандиозные планы будут осуществлены в 2013 году, к Универсиаде в Казани.
   
1.    Булгары.

      1. История. Болгар (до 1926 г. - Спасск, в 1926-1935гг. - Спасск-Татарский, в 1935-1991гг. - Куйбышев) - один из старых городов Татарстана (с 1781 г.), в настоящее время город районного подчинения, центр Спасского района РТ. Расположен в юго-западной части республики на левом берегу р. Волга. В связи с заполнением Куйбышевского водохранилища перенесен в район с. Булгар.
       Самый маленький по численности населения город РТ. Территория - 8,0 кв. км, население - 8369 человек. Состав населения: татары (12,9%), русские (83,4%), чуваши (2,1%). Вблизи города находятся развалины г. Великий Булгар, столицы Волжской Булгарии. Сохранились архитектурные памятники XIII-XIV вв. Действует историко-архитектурный музей-заповедник.
      Первыми городами на территории Татарстана были Булгар на Волге, Биляр и Сувар. Они возникли в 10 веке. Появление городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием там Ислама. Ислам был принят булгарами в 922 году.  Тогда, по просьбе правителя булгар Алмаса, из Багдада пришло посольство халифа, главной миссией которого являлось  распространение исламской религии в этом северном мусульманском государстве. 
    Волжская Булгария входит в довольно широкий контакт с мусульманским миром, о ней появляется  географическая и историческая литература арабо-персидского Средневековья. До наших дней дошли некоторые весьма ценные сочинения или отрывки из трудов восточных географов, среди них особый интерес представляют сочинения двух людей, лично посетивших Волжскую Булгарию и видевших булгар своими глазами. Это знаменитое «Рисаля» («Записка») Ибн-Фадлана, секретаря упомянутого выше посольства из Багдада, и две книги испано-арабского путешественника Ал-Гарнати, побывавшего у булгар в середине XII века.
     Работа арабского естествоведа и историка XI в. ал-Марвази, в которую включены интересные сведения о Волжской Булгарии и булгарах, об их городах, образе жизни, обрядах и обычаях, внешних связях с целым рядом стран и народов Евразии. Много ценного и поучительного по истории Волжской Булгарии содержат русские летописи, в которых можно черпать интересный материал по вопросам хронологии и хода исторических событий, связей Волжской Булгарии с древнерусским государством.
        К сожалению, не сохранились исторические источники, созданные самими булгарами, но этот вакуум в значительной степени восполняется результатами археологических исследований, интенсивно проводимых в течение уже целого ряда десятилетий. Совокупность накопленных к настоящему времени всех письменных и археологических источников дает право иметь хорошее представление почти по всем сторонам жизни булгарского общества и его внешних связей.
         Основу хозяйства Волжской Булгарии составляло земледелие при подсобном скотоводстве, были развиты строительное дело и ремесла – металлообработка, изготовление ювелирных изделий, гончарное производство, костяной промысел и т.д. Особое внимание уделялось строительству городов, военных крепостей и фортификационных сооружений на пограничных зонах, военных и торговых путях. География экономических, торговых связей Волжской Булгарии была достаточно обширной, а ее столица со своим Ага-Базаром на Волге являлась заметным центром транзитной торговли между восточными и западными странами и народами.
        В булгарских городах можно было встретить и европейского воина-наемника, искавшего заработка и счастья на чужбине, и предприимчивого торговца из Индии или Самарканда, надеявшегося на баснословные доходы. Здесь же находилась и торговая армянская слобода.
       Внешнеполитические связи Волжской Булгарии наиболее ярко выражены во взаимоотношениях с Русью, вначале с Киевской, а затем с Северо – Восточной. Если отношения с первой из  них были, в основном, добрососедские, то с другой — довольно натянутые, когда участились походы русских князей (Андрея Боголюбского) на булгар, хотя стороны временами приходили и к мирным соглашениям.
      Однако с монгольским завоеванием Восточной Европы, начавшимся в 1236 году, картина политической жизни сильно меняется. В том же году была порабощена Волжская Булгария, а в 1238-1240-х годах - Русь, подчинившаяся Золотой Орде, образованной в 1243 году. Булгария непосредственно вошла в состав Орды в качестве ее северного улуса, прекратив свое существование как самостоятельное государство.
        Начинается совершенно новая жизнь города Булгара. Залечив свои раны, полученные в результате завоеваний армии Бату - хана (Батыя), он отстраивается почти заново, становится первым центром чеканки монет монгольских ханов, когда у Золотой Орды еще не было собственных городов. Сохранились сведения о том, что первые золотоордынские ханы Бату и Берке правили и в Булгаре. В средневековой арабо-персидской исторической и географической литературе Булгар фигурирует как один из известнейших городов Улуса Джучи — Золотой Орды.
     Город Булгар в конце XIII века – первой половины XIV вв. переживает период расцвета. К этому времени относиться его территориальный рост, развитие разнообразных ремесел, сооружение монументальных зданий.
        В жизни города Булгара и на бывшей булгарской земле происходят коренные изменения: появляется совершенно новый для булгар обычай установления намогильных камней с надписями — подобного обычая не было в домонгольской Булгарии.
     Появляется совершенно новый — золото-ордынский тип изразцовой художественной керамики с подглазурными тонкими узорами; крупнейшим достижением золотоордынской, в том числе и булгарской монументальной архитектуры, является применение полихромной мозаики и майолики. Появляется целый ряд других нововведений в материальной культуре города Булгара.
        В период могущества Золотой Орды и расцвета золотоордынской культуры в XIV веке, особенно к концу этого столетия, становится другим этнический облик города и всей бывшей булгарской земли.  Булгар внес значительный вклад в исламизацию Золотой Орды как бывший мусульманский центр Поволжья. Булгар наряду с некоторыми другими домомгольскими земледельческими районами и очагами городской культуры играл определенную роль в развитии земледельческого уклада жизни и городской цивилизации Улуса Джучи.
       В 1361 году золотоордынский хан Булак – Тимур идет карательным походом на Булгарию. Столица была взята, погромлена и сожжена. Гибель ряда общественных, каменных зданий. Последний удар по городу Булгару был сделан в 1431 году Федором Пестрым, воеводой великого русского князя Василия II, после чего город сошел с исторической арены.
Наследницей и преемницей Великих Булгар стала Казань, которая из небольшой пограничной булгарской крепости превратилась в новый центр нашего края.
       В XVI веке Булгарские земли вошли в состав Руси. В XVIII веке в целях христианизации края, на городище был основан монастырь. В 1732 году была выстроена Успенская церковь, сохранившееся по сей день.
        В 1722 году городище посетил император Петр I. Он распорядился о мерах сохранения каменных построек древнего города, сборе и переводе эпитафий надмогильных плит с булгарскими и армянскими надписями и велел охранять руины как исторический памятник.
     Тогда к северной стене Соборной мечети примыкал Большой минарет, изображение которого сохранилось на старых рисунках, и чертежах. Ценное описание памятника сделал П.С. Паллас в 1769 г.: «Знатнейшая из оных башен или мизгирь сделана из отесанных камней несколько выше 12 сажен. На оную входят по крутой лестнице с 72 ступенями, из коих каждая в парижский Фут вышиной. Сию лестницу починили и башню покрыли деревянной крышей». Большой минарет представлял собой 2 4-х метровый столб, состоящий из верхнего малого и нижнего большого цилиндров. Нижний цилиндр через восьмигранный ярус переходит в квадратное основание размером 5х5м. Внутри вела винтовая лестница, которая освещалась 6-ю небольшими окнами. На средней высоте его была арабская надпись-изречение из Корана. По указу Петра I Большой минарет был отремонтирован, однако до наших дней не сохранился (упал в 1841г.). Незадолго до падения его наблюдал английский ученый Э. Турнерелли.
       В XIX-XX веках исследованы Соборная мечеть, мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый минарет, Черная палата.    
    Все, что осталось от того золотоордынского Булгара к сегодняшнему дню (от домонгольской эпохи, помимо нижнего культурного слоя, местами, к сожалению, не осталось каких-либо наземных сооружений), насчитывает всего восемь исторических памятников.
    Прошедшие консервацию и отреставрированные развалины Соборной мечети, овеянная легендами Черная палата (ханское судилище), «потерявший» свою мечеть одинокий минарет, три дюрьбе - мавзолея, нижняя часть Белой палаты, бывшей когда-то общественной баней, едва уцелевшие основания Малого городка на отшибе, с въездными воротами – все что осталось от былого величия одного из центров городской культуры Улуса Джучи. К этой же эпохе относятся несколько десятков каменных стел с надписями и их обломки, семиверстные земляные валы – жалкие остатки некогда мощных оборонительных укреплений с воротами и боевыми башнями, окружавших Великий Булгар.
     2. Музее. Булгарская коллекция является значительной и очень ценной частью археологического фонда Национального музея. В экспозиции представлена только незначительная часть материалов хранящихся в фондах музея. Среди них есть предметы, выставляющиеся в первый раз с тех пор как они попали в хранилище, и уникумы, давно ставшие «визитной карточкой» и своего рода  эмблемой булгаро - татарской истории.
        Подтверждением статуса Волжской Булгарии как высокоразвитого государства Восточной Европы являются многочисленные находки земледельческих орудий труда, инструментов различных ремесел и изделий булгарских мастеров торговых принадлежностей и предметов импорта.
     Широко представлен комплекс ювелирных украшений в виде височных колец, шумящих подвесок, браслетов, перстней, шейных и нагрудных украшений. Булгарские мастера изготавливали украшения из меди, бронзы, серебра (реже – золота) при помощи литья, штамповки, тиснения. Декор наносился в техниках чеканки, гравировки, насечки. Булгарские ювелиры владели искусством скани и зерни. Среди дошедших до нас изделий – перстни и браслеты, шейные и нагрудные украшения, накосники и подвески, наборные пояса и пряжки. Их можно увидеть в музее.
         Это относится в первую очередь к уникальнейшему ювелирному изделию – золотой подвеске с изображением птицы. Она была найдена в составе клада ювелирных изделий у села Мокрые Курнали в 1959 г. Подвеска украшена зернью - мелкими золотыми шариками диаметром 0,01 см. и сканью - свитой в один жгутик 2 или 3 тончайших золотых нитей-проволочек. К фигурке птички прикреплены золотые подвески в виде шариков. Как подсчитали специалисты, ювелиру, чтобы изготовить подобное изделие требовалось около месяца времени.
       Назначение таких украшений также вполне понятно. Это височные кольца - составная часть убранства головного убора. Носились они по одной у правого и левого виска, крепились, скорее всего, с помощью специальных ленточек из ткани или вплетались в волосы особым способом.
      Такие височные украшения, как правило, надевались с серебряными плетеными браслетами, иногда украшенными вставками из полудрагоценных камней. Своего рода визитной карточкой булгарских ювелиров были плетенные из серебряной проволоки шейные украшения – гривны.
        Среди образцов кузнечной булгарской продукции выделяется единственное подписное изделие, найденное в Биляре – бронзовый замок мастера Абу-Бекра, сына Ахмеда, изготовленный в 1146/47 г. На нем написано: «Постоянная слава и мирный успех, и счастье всеобнимающее, и величие, и благосостояние (да будут) владетелю сего (замка)».
     После монгольского завоевания,  Булгария была один из экономически и культурно развитых регионов Улуса Джучи. Отсюда в другие районы страны и на внешний рынок поставлялись хлеб и ремесленные изделия, продукты пушного и других промыслов. Город Булгар в XIII – XIV веках был признанным международным центром торговли, где встречались купцы из русских княжеств, Ближнего и Среднего Востока и из Западной Европы.
         Кроме Булгара, в нашем регионе существовали такие города, как Джукетау (Жукотин), Биляр, Сувар, Кашан, Керменчук (Кременчук), Казань и др. Многие из них известны еще с домонгольского времени. Местная культура оказала сильное влияние на формирование золотоордынской культуры.
       Эпоха Золотой Орды – это расцвет городской цивилизации в Поволжье. Выделялся город Булгар – столица булгарских земель Золотой Орды, хлебной житницы этого государства. В музее представлены резные детали портала соборной мечети в Болгарах (раскопки 1916 г.).
       В городах продолжились традиции обработки меди и бронзы. Образцы медной посуды из общественных зданий, привозные бронзовые изделия (чаши с инкрустацией конца XIII – XIV вв.), чугунная посуда (она появляется и широко распространяется именно в это время), бронзовые зеркала. В огромных количествах производилась глиняная посуда, в том числе и специализированная, которая изготавливалась как на месте, так могла и привозиться из Крыма и Сарая.
           Золотоордынские города были благоустроены. Центр города был замощен каменными плитками, на площадях находились фонтаны. Кроме того, по всему городу располагались общественные бани, места для омовения и досуга. В каждой бане, где были теплые полы и лежанки,  в зале для отдыха находились специальные каменные водоемы для горячей и холодной воды. Их было не менее 20 штук в каждой. Часть из них – из раскопок Красной и Белой палаты в Болгаре находится в экспозиции музея.
          В фондах музея находятся прекрасные образцы золотоордынской мозаики из мечетей в Сарае (раскопки Ф. Баллода в 1920-х г.), белокаменной резьбы и майолики из Болгар.
        Булгар был одним из центров науки и просвещения, религиозной жизни Улуса Джучи, о чем свидетельствует сохранившиеся довольно многочисленные сочинения авторов XIII – XV веков с нисбой (прозвищем) «Булгари» (Булгарский), а также надписи на сохранившихся в Татарстане мусульманских надгробиях того времени.
В экспозиции представлены материалы, показывающие разнообразную городскую культуру – фрагменты уличных фонтанов и банных сосудов из резного белого камня, каменные плиты с цветным поливным покрытием для облицовки стен зданий.
      3. Перспективы. Сегодня в заповеднике города Болгар в ускоренном темпе реставрируют древние здания, заодно строят причал, новый музей и музей хлеба с мельницей. Будет воздвигнута величественная мечеть с медресе и библиотекой.
         У самых ворот находится большой стенд с описанием Болгара на трёх языках и малопонятной картой заповедника. Чистые ухоженные дорожки со скамейками и урнами приводят к остаткам Соборной мечети – невысокой каменной площадке – Минарет которой благополучно соседствует с церковью Успения.
      Церковь и монастырь в XVIII веке являлись центром христианизации местного татарского населения. В церкви располагается музей археологии, экспонаты для которого добываются здесь же: разноцветные черепки керамики, бронзовые фигурки животных и людей, серебряные перстни.
         В Булгаре можно побывать у колодца Габдрахмана. По легендам, источник возник от соприкосновения посоха сахиба Габдрахмана с землей, и целебная вода помогла выздоровлению дочери хана. После этого события хан и его приближенные приняли ислам. И сегодня люди идут к колодцу, считая воду источника целебной.
         К западу от городища вдоль линии валов расположены несколько неглубоких озер. Использовались они булгарами для забора воды. О наиболее красивом из озер - Рабига куль - среди татарского населения сохранились легенды.
        «У хана Болгара была дочь по имени Рабига. Как полагается, жизнь ее протекала в стенах ханского дворца. Ее ровесницы каждый вечер собирались на опушке леса, водили хороводы, а потом превращались в белых лебедей. Однажды ханской дочери удалось покинуть ханский дворец и уйти с подругами. В этот вечер хан Болгара вышел на охоту и на поляне увидел лебедей. Натянув лук, пустил он свою стрелу. Все лебеди, кроме одной, той, в которую попала стрела хана, устремились в небо. Подойдя поближе, хан увидел свою дочь со стрелой в груди. Залился тогда хан горючими слезами, проплакал всю ночь до утра. А в последствии на этом месте образовалось озеро - чистое, как девичьи слезы и глубокое, как отцовское горе».
       Булгар стала центром паломничества мусульман. Здесь установлен памятный знак принятия булгарами ислама в 922 году. Сюда каждое лето съезжаются татары со всей России, совершая паломничество. Для них строится специальный летний лагерь.
          К осени в Булгарах должны открыть причал с функцией музея, а также комплекс «Музей хлеба» (к середине июля): кузница, баня, избы, амбары и даже 15-метровая мельница. Здесь можно будет попробовать себя в роли жнеца, мельника, пекаря и дегустатора собственных мучных творений. В перспективе планируется ещё и ресторан с национальной кухней.
     В создании музея хлеба участвуют сотрудники Национального музея РТ.
     Доехать до Булгара можно на машине, автобусе (с Южного автовокзала) или по воде на «Метеоре». Заповедник работает ежедневно с 8.00 до 17.00. Особенно красиво и хорошо здесь бывает летом.

2. Свияжск.

       1.История. Остров - град по современному административному статусу село в Зеленодольском районе Татарстана. Расположен при впадении реки Свияги в Волгу. Свияга от слова «Свиязь» – дикая утка. Основан в 1551 году Иваном Грозным как город-крепость. Первоначально город назывался Новый град Свияжский, Иван - город. Строительством руководил талантливый инженер, дьяк Иван Выродков. Зимой 1550-1551 годов были срублены стены города в лесах Углича, в вотчине князей Ушатых. Затем весной на плотах стены и башни нового города в разобранном виде были доставлены по Волге до места назначения. Это был первый в истории сборный город, который перемещался за 800 километров. Со второй половины XVI века до 1932 года Свияжск имел статус города.
        Первые упоминания о горе Свияжской относятся к XIII веку. Здесь было языческое капище. Селения по реке Свияга существовали еще в эпоху Булгарского царства. Известны богатые поместья феодалов в этом районе и в период Казанского ханства.
     Еще до основания города люди по преданиям слышали здесь колокольный звон и церковное пение невидимого хора. А на холме на котором и возник город видели монаха, в котором предполагают образ Сергия Радонежского.
     Круглая гора была обнесена стеной в 1200 сажен. В стене было устроено семь ворот: Рождественские, Никольские, Сергиевские, Николо - Можайские, Пятницкие, Жилецкие и Малые. Для тайных вылазок во время военных действий пробили в земле три тайных хода к рекам Свияге и Щуке. В стенах располагалось много башен со стрельницами. Это была мощная крепость, сооружённая в 30 километрах от Казани, где Иван Грозный собирал силы для взятия Казани.
       «Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все [укрепления] землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском», - писал Генрих фон Штаден.
       Построенный вскоре город стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 году. В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы.
      Город, втиснутый в ожерелье укреплений, рассекался улицами: Рождественской, Сергиевской, Коровиной, Жилецкой, Ярославской, Никольской, Московской. Для спуска из города имелось 16 лестниц. У Рождественских ворот находилась площадь с царской светлицей и тюрьмой. У Никольских ворот были казенные Пушкарный и Житничный дворы. У Свияги находился Гостиный двор. 
        В социальном отношении жители города – крепости делились на три разряда: государевы служащие (восновном стрельцы), духовенство и обитатели посада - самое многочисленное податное сословие. Образовались две слободы Введенская и Петропавловская, где разводили кречетов для царской охоты.
       В XVIII веке Свияжск с уездом вошел в состав Казанской губернии. К этому времени крепости уже не было. В 1781 году уездный город Свияжск Казанской губернии получил свой герб с изображением плавучей крепости на ладьях, у стен плещется река и плавают рыбы.
К концу XVIII века в городе действовала таможня, конный двор, кабацкая контора.
      24 мая 1798 года в Свияжске побывал император Павел I. На двенадцативесельном катере он посетил Макарьевский монастырь, что напротив Свияжска.          
       История создания града-Свияңска напоминает образ острова - града Буян в Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, посетившего город проездом в Казань в 1833 году.

В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привольный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
 Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
Теремами и садами.
                 
      Свияжск особенно красив весной, когда он весь окружался разливом рек Волги, Свияги, Щуки и возвышался в виде острова, издалека виднеясь с Волги ансамблем своих белокаменных церквей и колоколен.
       Близость Свияжска от Казани (37 верст) делало его посещение одним из излюбленных летних занятий казанцев, не говоря уже о Свияжских святынях, привлекающих в этот город большое число богомольцев.
         В Свияжске к началу XX века было три монастыря и пять церквей, четыре  из которых были взорваны или разобраны в советское время. Это  собор Рождества Богородиөы (XVIв), Благовешенская церковь (1755 год), Никольская церковь (1794 год), храм Тихвинской Божъей матери (Софийская церковь).
       В 1555 году архимандритом Германом был основан Успенский мужской монастырь со школой для иноверцев. Монастырь спроектирован известными архитектором Постником Яковлевым (по прозвищу – Барма) - строителем в Москве храма Василия Блаженного. В монастыре находится собор Успения Богородицы (1560 год), церковь Вознесения Христова и Никольская церковь (1556 год). Фрески и иконопись Успенского монастыря - яркая страница древнерусского искусства. Монастырь занимал седьмое место в списке 1105 монастырей Российской империи.
        В XVIII веке при братском  корпусе монастыря была воздвигнута церковь Святителя Германа Казанского и Митрофана Воронежского. В храме устроен трехъярусный иконостас на средства госпожи Саврасовой. Храм утрачен в советское время, сейчас восстанавливается.
          В это же время был основан Троице - Сергиевский монастырь, преобразованный в XVIII веке в Иоанно - Предтеченский женский монастырь. В монастыре были храмы – Троиөккая церковь, собор Иоанна Предтечи, Божьей матери «Всех скорбящих радость» (1906 год). Церковь преображения Сергия Радонежского.
 Деревянная церковь Животворящей Троицы (1551 год) - уникальный памятник древнерусской архитектуры, сохранившийся до наших дней. Срубленная из дерева лиственницы в угличских лесах, поставлена за один день воинами князя П. С. Серебряного и освящена 17 мая 1551 года в день Святой Троицы.
         Много неприятностей Свияжск претерпел после революции 1917 года Большевики расправились с духовенством. Пострадали многие видные священнослужители Свияжской обители. Был расстрелян настоятель Успенского монастыря епископ Амвросий, протестовавший против насилия. Погиб священник Софийской церкви Константин Долматов, известный своим бескорыстием и милосердием. Он был обвинен в том, что, якобы, шестидесятилетний старец, расстреливал с колокольни красногвардейцев. Расстрелы священнослужителей сопровождались изъятием церковных ценностей.
       К 1940-м годам Свияжск представлял собой печальное зрелище. Ограбленные и взорванные храмы, оказавшиеся в долгом печальном сне забытья. Остров-град был похож на потерянный город-призрак, имевший ранее чудесную и удивительную историю с прекрасными памятниками культуры. 
    Свияжская тюрьма, расположенная в бывшем Успенском монастыре, становится местом отбывания политически неблагонадежных и уголовных элементов. В 1920-х годах в тюрьму стали поступать представители интеллигенции, врачи, писатели, учителя и другие «оппозиционные» к власти.
    В 1932 году в Свияжске открылась школа-интернат для слепых,  просуществовавшая до 1968 года. Свияжская школа изначально открылась как русско-татарская, в ней было 4 русских и 4 татарских класса. Учились 8 лет.
          Школа располагалась в восьми зданиях, на двух улицах, что было неудобным для перемещения детей. Ходатайство перед прокурором СССР Вышинским о возвращении школы в Казани, закрытой в 1930 году, остался не разрешенным. Спальни школы располагались в здании бывшей богадельни. Сейчас здание отреставрировано и здесь размещена гостиница. 
          При школе располагались мастерские - корзиночная и столярная. В школе работали кружки музыки, рояля, литературно-художественный на русском и татарском языках, драматический, хоровой, рукоделия, проводилась политучеба. Здание бывшей школы слепых (до революции здесь располагались государственные учреждения) отреставрировано, каждый год бывшие выпускники школы приезжают сюда, чтобы вспомнить свою юность.
     При подготовке к затоплению Куйбышевского водохранилища, в 1953-56 годах, в плановом порядке жителей вынуждали покидать родные места, сносить и покидать свои дома. Людей переселяли в Волжск, Зеленодольск. Было выведено восемнадцать организаций, ликвидировано более семидесяти процентов застройки. Свияжск превратился в остров. Нарушились транспортные связи, весной и осенью на остров попасть было невозможно. Число жителей уменьшилось сначала до пятисот, а к 90-м годам до трехсот человек. Эти люди жили в плохих бытовых и жилищных условиях.
        С 1953 по 1994 год в зданиях Успенского монастыря действовала психиатрическая больница. В 1997 году помещения монастыря были переданы Казанской Епархии, и началось его возрождение.
         В 1960 году вышло постановление Совета Министров РСФСР, объявившего Свияжск памятником истории республиканского значения.  К сожалению, к этому времени большинство храмов было порушено. Это стало большой духовной и культурной утратой для всей страны.
        Православные верующие Республики Татарстан и паломники со всей России с надеждой ждут и молятся о восстановлении острова - града. 4 марта 2010 г. первый Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев сказал замечательную фразу: «Восстановление Болгара и Свияжска – святое дело». Всем миром взялись за восстановление двух святынь на Волге.
    Остров-град Свияжск превращают в туристический центр. Уже открылся современный музей истории Свияжска, расположенный в здании Присутственных мест. Отреставрирован на деньги госпожи Латыповой дом купца Каменева.
    Сейчас в Свияжске идут крупномасштабные ремонтные и реставрационные работы. Поэтому почти все храмы закрыты, и уникальные фрески времен Ивана Грозного в Успенском монастыре посмотреть не получится.
        Несмотря на то, что храмы закрыты на реконструкцию, в Свияжске хорошо просто прогуляться по старинным улочкам, погрузиться в атмосферу провинциального уездного городка XIX века. Здесь сохранились купеческие дома с колоннами, кое-где уцелела булыжная мостовая.
      2. В музее. Представленные на выставке «Православные памятники» в Национальном музее РТ экспонаты в основном относятся к XVI-XVII векам, когда вместе с включением края – бывшего Казанского ханства – в состав России происходит широкое проникновение православия.
      На иконе XIX века изображены первые казанские святители (высшие священнослужители) – архиепископ Гурий, архимандрит Свияжского Успенского монастыря Герман и Варсонофий. В молитве они обращаются к образу Благовещения.
           Есть здесь изображение острова – града Свияжска, который был в своё время центром христианизации нерусских народов Среднего Поволжья, а так же Синодик Успенского монастыря.
          В фондах музея есть небольшое количество вещей, относящихся к истории Свияжска в советское время (фотографии, негативы, документы).
        2. Перспективы. В настоящее время Свияжск находится уже не на острове, имеется не только регулярное речное сообщение с Казанью. Остров с землей соединила с помощью дамбы автомобильная дорога.
Планируется создание в Свияжске музея-заповедника федерального значения. Территория Свияжска с 1998 года является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Возрождение острова-града должно стать знаком – покаяния, уважения к собственной культуре и истории, как бы она не складывалась.
      Свияжск и Булгары имеют очень высокий потенциал развития, который уже начал реализоваться по инициативе и при попечительстве первого Президента Татарстана М. Ш. Шаймиева. Он возглавил фонд «Возрождение», который занимается реставрацией двух древних историко-культурных комплексов Татарстана – Булгар и Свияжск.
      Доехать до Свияжска можно на машине, на экскурсионном автобусе или по воде. В конце июля 2011 года в Свияжске сдан в эксплуатацию новый речной вокзал и пирс для причаливания туристических лайнеров. Жители получили газ, новое электроснабжение. Для них строится новое комфортабельное жильё, к концу года сдано 10 домов. Так что жизнь в Свияжске будет теперь другая. Теперь Свияжск снова у всех на виду и все его знают.
    В сентябре 2011 года в Свияжске открыт современный образовательный центр. В октябре на острове открыли памятник жертвам политических репрессий.
      В конце 2011 года Свияжск посетили президент республики и государственный Советник. Поводом для посещения высокими гостями послужило закончившееся строительство домов и вручение счастливым новоселам ключей от новых квартир.
       Поздравляя свияжцев, Президент РТ отметил, что преображение острова, прошедшее за этот год, стало особенно заметным накануне праздников. Жизнь граждан республики на острове с каждым днем становится комфортнее, идет строительство современных домов. Но при этом не забываются и духовные ценности, восстанавливаются и многие религиозные святыни, работа над их реставрацией будет продолжена и в наступающем году. Государственный Советник заверил местных жителей, что изменения, которым подвергся остров Свияжск не закончатся.
        Дальнейшее благоустройство и реставрация вновь возобновятся на острове с наступлением весны, сейчас главные работы ведутся на Конном дворе.

Хронологическая таблица.

Болгар.

1)    922г. – принятие булгарами Ислама.
2)    начало X в. - появление городов Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау.
3)    1005г. – возникновение Казани.
4)    1236г. – завоевание Волжской Булгарии Батыем.
5)    Конец XIII века – первой половины XIV – расцвет Булгара в составе Золотой Орды.
6)    1361г. – карательный поход хана Булак - Тимура на Булгар.
7)    1431г. -  разгром Булгара воеводой Федором Пестрым.
8)    1552 год – взятие Казани Иваном Грозным.
9)    XVI в.-  наш край входит в состав России.
10)    1722г. – посещение Булгара императором Петром I. Указ о сохранении памятников старины.
11)    1767г. – посещение Булгара императрицей Екатериной II.
12)    20 -  годы XX века -  начало реставрационных работ в Булгаре.
13)    1969г. – создание Булгарского государственного историко-архитектурного музея - заповедника.
14)    1998г. – Булгар включен в предварительный список ЮНЕСКО.

Свияжск.

1)    1551г. – строительство крепости на Круглой горе.
2)    1551г. – основание Троице - Сергиевского монастыря с Троицкой деревянной церковью.
3)    1555г. – основание Германом Успенского Богородицкого мужского монастыря.
4)    1798г. – посещение Свияжска императором Павлом I.
5)    1833г – посещение Свияжска русским поэтом А.С. Пушкиным.
6)    1920-1940гг. – время упадка Свияжска и гибели многих храмов.
7)    1932г. – Свияжск стал селом.
8)    1956г. – Свияжск превратился в остров после постройки Куйбышевского водохранилища.
9)    1960г. – Свияжск стал памятником истории и культуры РСФСР.
10)    1997г. – Успенский Богородицкий монастырь передан Казанской епархии.
11)    1998г. – Свияжск включен в предварительный список ЮНЕСКО.
12)    2010г. – создан фонд «Возрождение», началась реставрация Булгара и Свияжска.
13)    2013 год – возможно Булгар и Свияжск попадут в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
Список использованной литературы:


1)    Журнал «Казань» № 2-3 2000 год.
2)    «Сокровища культуры Татарстана». -  Казань, 2004 год.
3)    Путеводитель по Булгарам. -  Казань, 1975 год
4)    Википедия  - интернет - энциклопедия.
5)    Памятники истории и культуры РТ. -  Казань, 2001 год.
6)    История Татарстана. -  Казань, 2001 год.
7)    Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 1895 (переиздано в 2005).
8)    Материалы к экскурсии. Стационарные экспозиции и выставки. Путеводитель по залам НМ РТ. – Казань, 2006.

Сделать бесплатный сайт с uCoz