Национальный музей Республики Татарстан
Отдел по связям с общественностью
Лекция
«Булгары и Свияжск -
мы связаны одной землей».
Подготовил
с.н.с. Каменщиков А.В.
Казань 2011 год
Лекция с презентацией
«Булгары и Свияжск -
Мы связаны одной землей».
1. Цель лекции: Развитие интереса к истории родного края. И Воспитание уважения к культурно – историческому наследию Татарстана.
II. Задачи.
1. Рассказать об истории Булгара и Свияжска, через знакомство с экспозицией Национального музея.
2. Дать представление об основных этапах развития памятников истории и архитектуры Булгара и Свияжска.
Тема лекции включает следующие вопросы:
Введение.
1. Краткая история Булгара и Свияжска.
2. Экспонаты музея, рассказывающие о Булгаре и Свияжске.
3.Перспективы развития Булгара и Свияжска как крупных туристических центров Татарстана.
К лекции прилагается хронологическая таблица по истории Булгара и Свияжска, список использованной литературы и наглядный материал для показа в электронном варианте.
Введение.
Тема представляет большой интерес, так как сейчас Булгарам и Свияжску уделено много внимания в связи с их возрождением. Общество желает знать больше об этих сокровищницах нашего края. Мечтают обязательно побывать там и получить заранее информацию об их памятниках.
Комплексный проект «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010-13гг. утвержден Постановлением Кабинета министров № 1018 от 9.12.2010г. Проект предусматривает развитие туристической инфраструктуры Болгарского музея-заповедника и остров- град Свияжск; работы по обеспечению сохранности исторического и культурного наследия; изучение и популяризацию исторического и культурного наследия, укрепление материально-технической базы учреждения культуры и науки.
Был создан Фонд «Возрождение», который возглавил первый Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев.
Логотип Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры вписан в лаконичную форму стрельчатой арки, призванный обозначить, что действие фонда происходит в Татарстане – республике с восточными традициями. Одновременно это щит – самый распространенный геральдический образ. В это обрамление вписаны две зеркально-симметричные стрельчатые арки, у левой – треугольный, ассоциативно отсылающий нас к завершению купола Северного мавзолея в Булгарах и символизирует памятники истории и исламской культуры, у правой – полукруглое ассоциирующееся с куполами православных храмов, в частности собора Всех Скорбящих Радости в Свияжске. В просветах этих малых арок размещены контуры двух ладоней, лелеющих цветок тюльпана, выполненный в традиционной манере татарской орнаментики. Цветок в данном случае символизирует память народов нашей республики, воплощенной в памятниках истории и культуры, нуждающихся в защите и возрождении. Цветок проходит сквозь раскрытую книгу, что означает, что возрождение памятников истории и культуры основано на тщательном изучении исторического материала, а вертикальная линия, проходящая по оси цветка, говорит о неуклонном подъеме процесса охраны и возрождения памятников. Под малыми арками вписано название фонда - «Возрождение» на двух языках - татарском и русском, набранных в стилизованном восточном и древнерусском стилях. Решения данного логотипа основано на симметрии двух половин, что отражает концепцию баланса двух культур и конфессий, реально действующую в нашей республике, и призванную найти продолжение в работе фонда «Возрождение».
Возрождение Булгара и Свияжска будет самым масштабным культурным проектом, реализованным в республике. Он направлен на сохранение памятников истории и культуры края. На воспитание в подрастающем поколении бережного отношения к памятникам истории, уважении к культуре и традициям народов проживающих в республике. Благодаря фонду и первому Президенту Татарстана М.Ш. Шаймиеву будущие поколения смогут прикоснуться к истории своего края.
Булгары и Свияжск должны стать крупными и современными туристскими центрами нашей республики, памятниками истории и культуры не только татарского и русского народов, но и всего человечества. Мы надеемся, что эти грандиозные планы будут осуществлены в 2013 году, к Универсиаде в Казани.
1. Булгары.
1. История. Болгар (до 1926 г. - Спасск, в 1926-1935гг. - Спасск-Татарский, в 1935-1991гг. - Куйбышев) - один из старых городов Татарстана (с 1781 г.), в настоящее время город районного подчинения, центр Спасского района РТ. Расположен в юго-западной части республики на левом берегу р. Волга. В связи с заполнением Куйбышевского водохранилища перенесен в район с. Булгар.
Самый маленький по численности населения город РТ. Территория - 8,0 кв. км, население - 8369 человек. Состав населения: татары (12,9%), русские (83,4%), чуваши (2,1%). Вблизи города находятся развалины г. Великий Булгар, столицы Волжской Булгарии. Сохранились архитектурные памятники XIII-XIV вв. Действует историко-архитектурный музей-заповедник.
Первыми городами на территории Татарстана были Булгар на Волге, Биляр и Сувар. Они возникли в 10 веке. Появление городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием там Ислама. Ислам был принят булгарами в 922 году. Тогда, по просьбе правителя булгар Алмаса, из Багдада пришло посольство халифа, главной миссией которого являлось распространение исламской религии в этом северном мусульманском государстве.
Волжская Булгария входит в довольно широкий контакт с мусульманским миром, о ней появляется географическая и историческая литература арабо-персидского Средневековья. До наших дней дошли некоторые весьма ценные сочинения или отрывки из трудов восточных географов, среди них особый интерес представляют сочинения двух людей, лично посетивших Волжскую Булгарию и видевших булгар своими глазами. Это знаменитое «Рисаля» («Записка») Ибн-Фадлана, секретаря упомянутого выше посольства из Багдада, и две книги испано-арабского путешественника Ал-Гарнати, побывавшего у булгар в середине XII века.
Работа арабского естествоведа и историка XI в. ал-Марвази, в которую включены интересные сведения о Волжской Булгарии и булгарах, об их городах, образе жизни, обрядах и обычаях, внешних связях с целым рядом стран и народов Евразии. Много ценного и поучительного по истории Волжской Булгарии содержат русские летописи, в которых можно черпать интересный материал по вопросам хронологии и хода исторических событий, связей Волжской Булгарии с древнерусским государством.
К сожалению, не сохранились исторические источники, созданные самими булгарами, но этот вакуум в значительной степени восполняется результатами археологических исследований, интенсивно проводимых в течение уже целого ряда десятилетий. Совокупность накопленных к настоящему времени всех письменных и археологических источников дает право иметь хорошее представление почти по всем сторонам жизни булгарского общества и его внешних связей.
Основу хозяйства Волжской Булгарии составляло земледелие при подсобном скотоводстве, были развиты строительное дело и ремесла – металлообработка, изготовление ювелирных изделий, гончарное производство, костяной промысел и т.д. Особое внимание уделялось строительству городов, военных крепостей и фортификационных сооружений на пограничных зонах, военных и торговых путях. География экономических, торговых связей Волжской Булгарии была достаточно обширной, а ее столица со своим Ага-Базаром на Волге являлась заметным центром транзитной торговли между восточными и западными странами и народами.
В булгарских городах можно было встретить и европейского воина-наемника, искавшего заработка и счастья на чужбине, и предприимчивого торговца из Индии или Самарканда, надеявшегося на баснословные доходы. Здесь же находилась и торговая армянская слобода.
Внешнеполитические связи Волжской Булгарии наиболее ярко выражены во взаимоотношениях с Русью, вначале с Киевской, а затем с Северо – Восточной. Если отношения с первой из них были, в основном, добрососедские, то с другой — довольно натянутые, когда участились походы русских князей (Андрея Боголюбского) на булгар, хотя стороны временами приходили и к мирным соглашениям.
Однако с монгольским завоеванием Восточной Европы, начавшимся в 1236 году, картина политической жизни сильно меняется. В том же году была порабощена Волжская Булгария, а в 1238-1240-х годах - Русь, подчинившаяся Золотой Орде, образованной в 1243 году. Булгария непосредственно вошла в состав Орды в качестве ее северного улуса, прекратив свое существование как самостоятельное государство.
Начинается совершенно новая жизнь города Булгара. Залечив свои раны, полученные в результате завоеваний армии Бату - хана (Батыя), он отстраивается почти заново, становится первым центром чеканки монет монгольских ханов, когда у Золотой Орды еще не было собственных городов. Сохранились сведения о том, что первые золотоордынские ханы Бату и Берке правили и в Булгаре. В средневековой арабо-персидской исторической и географической литературе Булгар фигурирует как один из известнейших городов Улуса Джучи — Золотой Орды.
Город Булгар в конце XIII века – первой половины XIV вв. переживает период расцвета. К этому времени относиться его территориальный рост, развитие разнообразных ремесел, сооружение монументальных зданий.
В жизни города Булгара и на бывшей булгарской земле происходят коренные изменения: появляется совершенно новый для булгар обычай установления намогильных камней с надписями — подобного обычая не было в домонгольской Булгарии.
Появляется совершенно новый — золото-ордынский тип изразцовой художественной керамики с подглазурными тонкими узорами; крупнейшим достижением золотоордынской, в том числе и булгарской монументальной архитектуры, является применение полихромной мозаики и майолики. Появляется целый ряд других нововведений в материальной культуре города Булгара.
В период могущества Золотой Орды и расцвета золотоордынской культуры в XIV веке, особенно к концу этого столетия, становится другим этнический облик города и всей бывшей булгарской земли. Булгар внес значительный вклад в исламизацию Золотой Орды как бывший мусульманский центр Поволжья. Булгар наряду с некоторыми другими домомгольскими земледельческими районами и очагами городской культуры играл определенную роль в развитии земледельческого уклада жизни и городской цивилизации Улуса Джучи.
В 1361 году золотоордынский хан Булак – Тимур идет карательным походом на Булгарию. Столица была взята, погромлена и сожжена. Гибель ряда общественных, каменных зданий. Последний удар по городу Булгару был сделан в 1431 году Федором Пестрым, воеводой великого русского князя Василия II, после чего город сошел с исторической арены.
Наследницей и преемницей Великих Булгар стала Казань, которая из небольшой пограничной булгарской крепости превратилась в новый центр нашего края.
В XVI веке Булгарские земли вошли в состав Руси. В XVIII веке в целях христианизации края, на городище был основан монастырь. В 1732 году была выстроена Успенская церковь, сохранившееся по сей день.
В 1722 году городище посетил император Петр I. Он распорядился о мерах сохранения каменных построек древнего города, сборе и переводе эпитафий надмогильных плит с булгарскими и армянскими надписями и велел охранять руины как исторический памятник.
Тогда к северной стене Соборной мечети примыкал Большой минарет, изображение которого сохранилось на старых рисунках, и чертежах. Ценное описание памятника сделал П.С. Паллас в 1769 г.: «Знатнейшая из оных башен или мизгирь сделана из отесанных камней несколько выше 12 сажен. На оную входят по крутой лестнице с 72 ступенями, из коих каждая в парижский Фут вышиной. Сию лестницу починили и башню покрыли деревянной крышей». Большой минарет представлял собой 2 4-х метровый столб, состоящий из верхнего малого и нижнего большого цилиндров. Нижний цилиндр через восьмигранный ярус переходит в квадратное основание размером 5х5м. Внутри вела винтовая лестница, которая освещалась 6-ю небольшими окнами. На средней высоте его была арабская надпись-изречение из Корана. По указу Петра I Большой минарет был отремонтирован, однако до наших дней не сохранился (упал в 1841г.). Незадолго до падения его наблюдал английский ученый Э. Турнерелли.
В XIX-XX веках исследованы Соборная мечеть, мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый минарет, Черная палата.
Все, что осталось от того золотоордынского Булгара к сегодняшнему дню (от домонгольской эпохи, помимо нижнего культурного слоя, местами, к сожалению, не осталось каких-либо наземных сооружений), насчитывает всего восемь исторических памятников.
Прошедшие консервацию и отреставрированные развалины Соборной мечети, овеянная легендами Черная палата (ханское судилище), «потерявший» свою мечеть одинокий минарет, три дюрьбе - мавзолея, нижняя часть Белой палаты, бывшей когда-то общественной баней, едва уцелевшие основания Малого городка на отшибе, с въездными воротами – все что осталось от былого величия одного из центров городской культуры Улуса Джучи. К этой же эпохе относятся несколько десятков каменных стел с надписями и их обломки, семиверстные земляные валы – жалкие остатки некогда мощных оборонительных укреплений с воротами и боевыми башнями, окружавших Великий Булгар.
2. Музее. Булгарская коллекция является значительной и очень ценной частью археологического фонда Национального музея. В экспозиции представлена только незначительная часть материалов хранящихся в фондах музея. Среди них есть предметы, выставляющиеся в первый раз с тех пор как они попали в хранилище, и уникумы, давно ставшие «визитной карточкой» и своего рода эмблемой булгаро - татарской истории.
Подтверждением статуса Волжской Булгарии как высокоразвитого государства Восточной Европы являются многочисленные находки земледельческих орудий труда, инструментов различных ремесел и изделий булгарских мастеров торговых принадлежностей и предметов импорта.
Широко представлен комплекс ювелирных украшений в виде височных колец, шумящих подвесок, браслетов, перстней, шейных и нагрудных украшений. Булгарские мастера изготавливали украшения из меди, бронзы, серебра (реже – золота) при помощи литья, штамповки, тиснения. Декор наносился в техниках чеканки, гравировки, насечки. Булгарские ювелиры владели искусством скани и зерни. Среди дошедших до нас изделий – перстни и браслеты, шейные и нагрудные украшения, накосники и подвески, наборные пояса и пряжки. Их можно увидеть в музее.
Это относится в первую очередь к уникальнейшему ювелирному изделию – золотой подвеске с изображением птицы. Она была найдена в составе клада ювелирных изделий у села Мокрые Курнали в 1959 г. Подвеска украшена зернью - мелкими золотыми шариками диаметром 0,01 см. и сканью - свитой в один жгутик 2 или 3 тончайших золотых нитей-проволочек. К фигурке птички прикреплены золотые подвески в виде шариков. Как подсчитали специалисты, ювелиру, чтобы изготовить подобное изделие требовалось около месяца времени.
Назначение таких украшений также вполне понятно. Это височные кольца - составная часть убранства головного убора. Носились они по одной у правого и левого виска, крепились, скорее всего, с помощью специальных ленточек из ткани или вплетались в волосы особым способом.
Такие височные украшения, как правило, надевались с серебряными плетеными браслетами, иногда украшенными вставками из полудрагоценных камней. Своего рода визитной карточкой булгарских ювелиров были плетенные из серебряной проволоки шейные украшения – гривны.
Среди образцов кузнечной булгарской продукции выделяется единственное подписное изделие, найденное в Биляре – бронзовый замок мастера Абу-Бекра, сына Ахмеда, изготовленный в 1146/47 г. На нем написано: «Постоянная слава и мирный успех, и счастье всеобнимающее, и величие, и благосостояние (да будут) владетелю сего (замка)».
После монгольского завоевания, Булгария была один из экономически и культурно развитых регионов Улуса Джучи. Отсюда в другие районы страны и на внешний рынок поставлялись хлеб и ремесленные изделия, продукты пушного и других промыслов. Город Булгар в XIII – XIV веках был признанным международным центром торговли, где встречались купцы из русских княжеств, Ближнего и Среднего Востока и из Западной Европы.
Кроме Булгара, в нашем регионе существовали такие города, как Джукетау (Жукотин), Биляр, Сувар, Кашан, Керменчук (Кременчук), Казань и др. Многие из них известны еще с домонгольского времени. Местная культура оказала сильное влияние на формирование золотоордынской культуры.
Эпоха Золотой Орды – это расцвет городской цивилизации в Поволжье. Выделялся город Булгар – столица булгарских земель Золотой Орды, хлебной житницы этого государства. В музее представлены резные детали портала соборной мечети в Болгарах (раскопки 1916 г.).
В городах продолжились традиции обработки меди и бронзы. Образцы медной посуды из общественных зданий, привозные бронзовые изделия (чаши с инкрустацией конца XIII – XIV вв.), чугунная посуда (она появляется и широко распространяется именно в это время), бронзовые зеркала. В огромных количествах производилась глиняная посуда, в том числе и специализированная, которая изготавливалась как на месте, так могла и привозиться из Крыма и Сарая.
Золотоордынские города были благоустроены. Центр города был замощен каменными плитками, на площадях находились фонтаны. Кроме того, по всему городу располагались общественные бани, места для омовения и досуга. В каждой бане, где были теплые полы и лежанки, в зале для отдыха находились специальные каменные водоемы для горячей и холодной воды. Их было не менее 20 штук в каждой. Часть из них – из раскопок Красной и Белой палаты в Болгаре находится в экспозиции музея.
В фондах музея находятся прекрасные образцы золотоордынской мозаики из мечетей в Сарае (раскопки Ф. Баллода в 1920-х г.), белокаменной резьбы и майолики из Болгар.
Булгар был одним из центров науки и просвещения, религиозной жизни Улуса Джучи, о чем свидетельствует сохранившиеся довольно многочисленные сочинения авторов XIII – XV веков с нисбой (прозвищем) «Булгари» (Булгарский), а также надписи на сохранившихся в Татарстане мусульманских надгробиях того времени.
В экспозиции представлены материалы, показывающие разнообразную городскую культуру – фрагменты уличных фонтанов и банных сосудов из резного белого камня, каменные плиты с цветным поливным покрытием для облицовки стен зданий.
3. Перспективы. Сегодня в заповеднике города Болгар в ускоренном темпе реставрируют древние здания, заодно строят причал, новый музей и музей хлеба с мельницей. Будет воздвигнута величественная мечеть с медресе и библиотекой.
У самых ворот находится большой стенд с описанием Болгара на трёх языках и малопонятной картой заповедника. Чистые ухоженные дорожки со скамейками и урнами приводят к остаткам Соборной мечети – невысокой каменной площадке – Минарет которой благополучно соседствует с церковью Успения.
Церковь и монастырь в XVIII веке являлись центром христианизации местного татарского населения. В церкви располагается музей археологии, экспонаты для которого добываются здесь же: разноцветные черепки керамики, бронзовые фигурки животных и людей, серебряные перстни.
В Булгаре можно побывать у колодца Габдрахмана. По легендам, источник возник от соприкосновения посоха сахиба Габдрахмана с землей, и целебная вода помогла выздоровлению дочери хана. После этого события хан и его приближенные приняли ислам. И сегодня люди идут к колодцу, считая воду источника целебной.
К западу от городища вдоль линии валов расположены несколько неглубоких озер. Использовались они булгарами для забора воды. О наиболее красивом из озер - Рабига куль - среди татарского населения сохранились легенды.
«У хана Болгара была дочь по имени Рабига. Как полагается, жизнь ее протекала в стенах ханского дворца. Ее ровесницы каждый вечер собирались на опушке леса, водили хороводы, а потом превращались в белых лебедей. Однажды ханской дочери удалось покинуть ханский дворец и уйти с подругами. В этот вечер хан Болгара вышел на охоту и на поляне увидел лебедей. Натянув лук, пустил он свою стрелу. Все лебеди, кроме одной, той, в которую попала стрела хана, устремились в небо. Подойдя поближе, хан увидел свою дочь со стрелой в груди. Залился тогда хан горючими слезами, проплакал всю ночь до утра. А в последствии на этом месте образовалось озеро - чистое, как девичьи слезы и глубокое, как отцовское горе».
Булгар стала центром паломничества мусульман. Здесь установлен памятный знак принятия булгарами ислама в 922 году. Сюда каждое лето съезжаются татары со всей России, совершая паломничество. Для них строится специальный летний лагерь.
К осени в Булгарах должны открыть причал с функцией музея, а также комплекс «Музей хлеба» (к середине июля): кузница, баня, избы, амбары и даже 15-метровая мельница. Здесь можно будет попробовать себя в роли жнеца, мельника, пекаря и дегустатора собственных мучных творений. В перспективе планируется ещё и ресторан с национальной кухней.
В создании музея хлеба участвуют сотрудники Национального музея РТ.
Доехать до Булгара можно на машине, автобусе (с Южного автовокзала) или по воде на «Метеоре». Заповедник работает ежедневно с 8.00 до 17.00. Особенно красиво и хорошо здесь бывает летом.
2. Свияжск.
1.История. Остров - град по современному административному статусу село в Зеленодольском районе Татарстана. Расположен при впадении реки Свияги в Волгу. Свияга от слова «Свиязь» – дикая утка. Основан в 1551 году Иваном Грозным как город-крепость. Первоначально город назывался Новый град Свияжский, Иван - город. Строительством руководил талантливый инженер, дьяк Иван Выродков. Зимой 1550-1551 годов были срублены стены города в лесах Углича, в вотчине князей Ушатых. Затем весной на плотах стены и башни нового города в разобранном виде были доставлены по Волге до места назначения. Это был первый в истории сборный город, который перемещался за 800 километров. Со второй половины XVI века до 1932 года Свияжск имел статус города.
Первые упоминания о горе Свияжской относятся к XIII веку. Здесь было языческое капище. Селения по реке Свияга существовали еще в эпоху Булгарского царства. Известны богатые поместья феодалов в этом районе и в период Казанского ханства.
Еще до основания города люди по преданиям слышали здесь колокольный звон и церковное пение невидимого хора. А на холме на котором и возник город видели монаха, в котором предполагают образ Сергия Радонежского.
Круглая гора была обнесена стеной в 1200 сажен. В стене было устроено семь ворот: Рождественские, Никольские, Сергиевские, Николо - Можайские, Пятницкие, Жилецкие и Малые. Для тайных вылазок во время военных действий пробили в земле три тайных хода к рекам Свияге и Щуке. В стенах располагалось много башен со стрельницами. Это была мощная крепость, сооружённая в 30 километрах от Казани, где Иван Грозный собирал силы для взятия Казани.
«Великий князь приказал срубить город с деревянными стенами, башнями, воротами, как настоящий город; а балки и бревна переметить все сверху донизу. Затем этот город был разобран, сложен на плоты и сплавлен вниз по Волге, вместе с воинскими людьми и крупной артиллерией. Когда он подошел под Казань, он приказал возвести этот город и заполнить все [укрепления] землей; сам он возвратился на Москву, а город этот занял русскими людьми и артиллерией и назвал его Свияжском», - писал Генрих фон Штаден.
Построенный вскоре город стал базой русских войск при осаде Казани в 1552 году. В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы.
Город, втиснутый в ожерелье укреплений, рассекался улицами: Рождественской, Сергиевской, Коровиной, Жилецкой, Ярославской, Никольской, Московской. Для спуска из города имелось 16 лестниц. У Рождественских ворот находилась площадь с царской светлицей и тюрьмой. У Никольских ворот были казенные Пушкарный и Житничный дворы. У Свияги находился Гостиный двор.
В социальном отношении жители города – крепости делились на три разряда: государевы служащие (восновном стрельцы), духовенство и обитатели посада - самое многочисленное податное сословие. Образовались две слободы Введенская и Петропавловская, где разводили кречетов для царской охоты.
В XVIII веке Свияжск с уездом вошел в состав Казанской губернии. К этому времени крепости уже не было. В 1781 году уездный город Свияжск Казанской губернии получил свой герб с изображением плавучей крепости на ладьях, у стен плещется река и плавают рыбы.
К концу XVIII века в городе действовала таможня, конный двор, кабацкая контора.
24 мая 1798 года в Свияжске побывал император Павел I. На двенадцативесельном катере он посетил Макарьевский монастырь, что напротив Свияжска.
История создания града-Свияңска напоминает образ острова - града Буян в Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина, посетившего город проездом в Казань в 1833 году.
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привольный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
Теремами и садами.
Свияжск особенно красив весной, когда он весь окружался разливом рек Волги, Свияги, Щуки и возвышался в виде острова, издалека виднеясь с Волги ансамблем своих белокаменных церквей и колоколен.
Близость Свияжска от Казани (37 верст) делало его посещение одним из излюбленных летних занятий казанцев, не говоря уже о Свияжских святынях, привлекающих в этот город большое число богомольцев.
В Свияжске к началу XX века было три монастыря и пять церквей, четыре из которых были взорваны или разобраны в советское время. Это собор Рождества Богородиөы (XVIв), Благовешенская церковь (1755 год), Никольская церковь (1794 год), храм Тихвинской Божъей матери (Софийская церковь).
В 1555 году архимандритом Германом был основан Успенский мужской монастырь со школой для иноверцев. Монастырь спроектирован известными архитектором Постником Яковлевым (по прозвищу – Барма) - строителем в Москве храма Василия Блаженного. В монастыре находится собор Успения Богородицы (1560 год), церковь Вознесения Христова и Никольская церковь (1556 год). Фрески и иконопись Успенского монастыря - яркая страница древнерусского искусства. Монастырь занимал седьмое место в списке 1105 монастырей Российской империи.
В XVIII веке при братском корпусе монастыря была воздвигнута церковь Святителя Германа Казанского и Митрофана Воронежского. В храме устроен трехъярусный иконостас на средства госпожи Саврасовой. Храм утрачен в советское время, сейчас восстанавливается.
В это же время был основан Троице - Сергиевский монастырь, преобразованный в XVIII веке в Иоанно - Предтеченский женский монастырь. В монастыре были храмы – Троиөккая церковь, собор Иоанна Предтечи, Божьей матери «Всех скорбящих радость» (1906 год). Церковь преображения Сергия Радонежского.
Деревянная церковь Животворящей Троицы (1551 год) - уникальный памятник древнерусской архитектуры, сохранившийся до наших дней. Срубленная из дерева лиственницы в угличских лесах, поставлена за один день воинами князя П. С. Серебряного и освящена 17 мая 1551 года в день Святой Троицы.
Много неприятностей Свияжск претерпел после революции 1917 года Большевики расправились с духовенством. Пострадали многие видные священнослужители Свияжской обители. Был расстрелян настоятель Успенского монастыря епископ Амвросий, протестовавший против насилия. Погиб священник Софийской церкви Константин Долматов, известный своим бескорыстием и милосердием. Он был обвинен в том, что, якобы, шестидесятилетний старец, расстреливал с колокольни красногвардейцев. Расстрелы священнослужителей сопровождались изъятием церковных ценностей.
К 1940-м годам Свияжск представлял собой печальное зрелище. Ограбленные и взорванные храмы, оказавшиеся в долгом печальном сне забытья. Остров-град был похож на потерянный город-призрак, имевший ранее чудесную и удивительную историю с прекрасными памятниками культуры.
Свияжская тюрьма, расположенная в бывшем Успенском монастыре, становится местом отбывания политически неблагонадежных и уголовных элементов. В 1920-х годах в тюрьму стали поступать представители интеллигенции, врачи, писатели, учителя и другие «оппозиционные» к власти.
В 1932 году в Свияжске открылась школа-интернат для слепых, просуществовавшая до 1968 года. Свияжская школа изначально открылась как русско-татарская, в ней было 4 русских и 4 татарских класса. Учились 8 лет.
Школа располагалась в восьми зданиях, на двух улицах, что было неудобным для перемещения детей. Ходатайство перед прокурором СССР Вышинским о возвращении школы в Казани, закрытой в 1930 году, остался не разрешенным. Спальни школы располагались в здании бывшей богадельни. Сейчас здание отреставрировано и здесь размещена гостиница.
При школе располагались мастерские - корзиночная и столярная. В школе работали кружки музыки, рояля, литературно-художественный на русском и татарском языках, драматический, хоровой, рукоделия, проводилась политучеба. Здание бывшей школы слепых (до революции здесь располагались государственные учреждения) отреставрировано, каждый год бывшие выпускники школы приезжают сюда, чтобы вспомнить свою юность.
При подготовке к затоплению Куйбышевского водохранилища, в 1953-56 годах, в плановом порядке жителей вынуждали покидать родные места, сносить и покидать свои дома. Людей переселяли в Волжск, Зеленодольск. Было выведено восемнадцать организаций, ликвидировано более семидесяти процентов застройки. Свияжск превратился в остров. Нарушились транспортные связи, весной и осенью на остров попасть было невозможно. Число жителей уменьшилось сначала до пятисот, а к 90-м годам до трехсот человек. Эти люди жили в плохих бытовых и жилищных условиях.
С 1953 по 1994 год в зданиях Успенского монастыря действовала психиатрическая больница. В 1997 году помещения монастыря были переданы Казанской Епархии, и началось его возрождение.
В 1960 году вышло постановление Совета Министров РСФСР, объявившего Свияжск памятником истории республиканского значения. К сожалению, к этому времени большинство храмов было порушено. Это стало большой духовной и культурной утратой для всей страны.
Православные верующие Республики Татарстан и паломники со всей России с надеждой ждут и молятся о восстановлении острова - града. 4 марта 2010 г. первый Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев сказал замечательную фразу: «Восстановление Болгара и Свияжска – святое дело». Всем миром взялись за восстановление двух святынь на Волге.
Остров-град Свияжск превращают в туристический центр. Уже открылся современный музей истории Свияжска, расположенный в здании Присутственных мест. Отреставрирован на деньги госпожи Латыповой дом купца Каменева.
Сейчас в Свияжске идут крупномасштабные ремонтные и реставрационные работы. Поэтому почти все храмы закрыты, и уникальные фрески времен Ивана Грозного в Успенском монастыре посмотреть не получится.
Несмотря на то, что храмы закрыты на реконструкцию, в Свияжске хорошо просто прогуляться по старинным улочкам, погрузиться в атмосферу провинциального уездного городка XIX века. Здесь сохранились купеческие дома с колоннами, кое-где уцелела булыжная мостовая.
2. В музее. Представленные на выставке «Православные памятники» в Национальном музее РТ экспонаты в основном относятся к XVI-XVII векам, когда вместе с включением края – бывшего Казанского ханства – в состав России происходит широкое проникновение православия.
На иконе XIX века изображены первые казанские святители (высшие священнослужители) – архиепископ Гурий, архимандрит Свияжского Успенского монастыря Герман и Варсонофий. В молитве они обращаются к образу Благовещения.
Есть здесь изображение острова – града Свияжска, который был в своё время центром христианизации нерусских народов Среднего Поволжья, а так же Синодик Успенского монастыря.
В фондах музея есть небольшое количество вещей, относящихся к истории Свияжска в советское время (фотографии, негативы, документы).
2. Перспективы. В настоящее время Свияжск находится уже не на острове, имеется не только регулярное речное сообщение с Казанью. Остров с землей соединила с помощью дамбы автомобильная дорога.
Планируется создание в Свияжске музея-заповедника федерального значения. Территория Свияжска с 1998 года является кандидатом на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Возрождение острова-града должно стать знаком – покаяния, уважения к собственной культуре и истории, как бы она не складывалась.
Свияжск и Булгары имеют очень высокий потенциал развития, который уже начал реализоваться по инициативе и при попечительстве первого Президента Татарстана М. Ш. Шаймиева. Он возглавил фонд «Возрождение», который занимается реставрацией двух древних историко-культурных комплексов Татарстана – Булгар и Свияжск.
Доехать до Свияжска можно на машине, на экскурсионном автобусе или по воде. В конце июля 2011 года в Свияжске сдан в эксплуатацию новый речной вокзал и пирс для причаливания туристических лайнеров. Жители получили газ, новое электроснабжение. Для них строится новое комфортабельное жильё, к концу года сдано 10 домов. Так что жизнь в Свияжске будет теперь другая. Теперь Свияжск снова у всех на виду и все его знают.
В сентябре 2011 года в Свияжске открыт современный образовательный центр. В октябре на острове открыли памятник жертвам политических репрессий.
В конце 2011 года Свияжск посетили президент республики и государственный Советник. Поводом для посещения высокими гостями послужило закончившееся строительство домов и вручение счастливым новоселам ключей от новых квартир.
Поздравляя свияжцев, Президент РТ отметил, что преображение острова, прошедшее за этот год, стало особенно заметным накануне праздников. Жизнь граждан республики на острове с каждым днем становится комфортнее, идет строительство современных домов. Но при этом не забываются и духовные ценности, восстанавливаются и многие религиозные святыни, работа над их реставрацией будет продолжена и в наступающем году. Государственный Советник заверил местных жителей, что изменения, которым подвергся остров Свияжск не закончатся.
Дальнейшее благоустройство и реставрация вновь возобновятся на острове с наступлением весны, сейчас главные работы ведутся на Конном дворе.
Хронологическая таблица.
Болгар.
1) 922г. – принятие булгарами Ислама.
2) начало X в. - появление городов Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау.
3) 1005г. – возникновение Казани.
4) 1236г. – завоевание Волжской Булгарии Батыем.
5) Конец XIII века – первой половины XIV – расцвет Булгара в составе Золотой Орды.
6) 1361г. – карательный поход хана Булак - Тимура на Булгар.
7) 1431г. - разгром Булгара воеводой Федором Пестрым.
8) 1552 год – взятие Казани Иваном Грозным.
9) XVI в.- наш край входит в состав России.
10) 1722г. – посещение Булгара императором Петром I. Указ о сохранении памятников старины.
11) 1767г. – посещение Булгара императрицей Екатериной II.
12) 20 - годы XX века - начало реставрационных работ в Булгаре.
13) 1969г. – создание Булгарского государственного историко-архитектурного музея - заповедника.
14) 1998г. – Булгар включен в предварительный список ЮНЕСКО.
Свияжск.
1) 1551г. – строительство крепости на Круглой горе.
2) 1551г. – основание Троице - Сергиевского монастыря с Троицкой деревянной церковью.
3) 1555г. – основание Германом Успенского Богородицкого мужского монастыря.
4) 1798г. – посещение Свияжска императором Павлом I.
5) 1833г – посещение Свияжска русским поэтом А.С. Пушкиным.
6) 1920-1940гг. – время упадка Свияжска и гибели многих храмов.
7) 1932г. – Свияжск стал селом.
8) 1956г. – Свияжск превратился в остров после постройки Куйбышевского водохранилища.
9) 1960г. – Свияжск стал памятником истории и культуры РСФСР.
10) 1997г. – Успенский Богородицкий монастырь передан Казанской епархии.
11) 1998г. – Свияжск включен в предварительный список ЮНЕСКО.
12) 2010г. – создан фонд «Возрождение», началась реставрация Булгара и Свияжска.
13) 2013 год – возможно Булгар и Свияжск попадут в список Памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Список использованной литературы:
1) Журнал «Казань» № 2-3 2000 год.
2) «Сокровища культуры Татарстана». - Казань, 2004 год.
3) Путеводитель по Булгарам. - Казань, 1975 год
4) Википедия - интернет - энциклопедия.
5) Памятники истории и культуры РТ. - Казань, 2001 год.
6) История Татарстана. - Казань, 2001 год.
7) Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 1895 (переиздано в 2005).
8) Материалы к экскурсии. Стационарные экспозиции и выставки. Путеводитель по залам НМ РТ. – Казань, 2006.