В Национальном музее РТ

В Национальном музее РТ

По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь да комли.
Раздвигая щипульные колки,
На канавах звенят костыли.
 
Топчут лапти по полю кукольни,
Где-то ржанье и храп табуна,
И зовет их с большой колокольни
Гулкий звон, словно зык чугуна.
 
Отряхают старухи дулейки,
Вяжут девки косницы до пят.
Из подворья с высокой келейки
На платки их монахи глядят.
 
На вратах монастырские знаки:
"Упокою грядущих ко мне",
А в саду разбрехались собаки,
Словно чуя воров на гумне.
 
Лижут сумерки золото солнца,
В дальних рощах аукает звон...
По тени от ветлы-веретенца
Богомолки идут на канон.
                  С. Есенин 

По пандусу – в музей

Давно хотел посетить Национальный музей республики, да все руки не доходили: на костылях-то сотни квадратных метров не обойти, а на коляске инвалидной ехать рискованно: вдруг наткнусь на препятствия? Вроде реконструкция музея не так давно проходила, а если проектировщики опять «забыли» внести в план элементы доступности?

Все сомнения развеял инвалид 2 группы по зрению Артем Каменщиков. Он недавно устроился туда старшим научным сотрудником по работе с инвалидами (администрация учреждения культуры решило акцентировать работу с этой категорией граждан, выделив отдельную штатную единицу!), проводит бесплатные экскурсии для воспитанников школ-интернатов, где обучаются дети с ограничениями в здоровье, приютов, где изучают науку жизни трудные подростки, детских домов. В общем, работает с социально незащищенными гражданами. «А с коляской-то как быть, брать?», – неуверенно спросил я. «Конечно, берите, покатаемся по залам», – последовал ответ.

Зарулил на машине на площадь 1 Мая перед Казанским кремлем – кругом знаки «Остановка запрещена» (и на Кремлевской улице, и на прилегающих), стоянки для спецавтомобилей инвалидов в округе не наблюдается. Вот и первое препятствие. Хотя штук сорок машин хаотично – вдоль и поперек – притулились слева от площади, но абсолютно все они нарушили ПДД, встав под знак. Тут же, гляжу, сотрудник госавтоинспекции выписывает какому-то джиписту штраф, плотоядно поглядывая на мой «Форд», который «задумался» – куда бы встать? ПДД не велит, а ведь надо! Если припарковаться внизу на Профсоюзной, на инвалидной коляске вверх к кремлю по брусчатке взобраться почти нереально…

Свадебный кортеж развеял все мои сомнения – остановился почти посередине площади, и все гости, побросав свои «Хонды» и «Опели», с песнями да гиканьем пошли фотографироваться на фоне древних стен. У гаишника аж челюсть отвалилась от такой вольницы, но он, судя по всему, не решился портить веселящимся людям праздничное настроение.

Раз им можно, а я чем хуже? Смело протиснулся в свободное место между двумя автомобилями, вытащил коляску и энергично задвигал руками в сторону парадного входа в музей. Гибэддэшник оценивающе посмотрел мне в след, я же понадеялся на благоразумие человеческого фактора.

У входа в учреждение культуры со стороны проезжей части – скошенный поребрик. Прелестно! С ходу преодолел его и подкатил прямо к небольшому пандусу у двери в музей. Здесь меня уже поджидал Артем, который, поздоровавшись, жестом пригласил проехать в храм культуры. Внутри здания на первом этаже тоже пологий ппандус перед въездом в экспозиционный зал «Древняя история Татарстана». А дальше – ни сучка, ни задоринке – ровный пол во все залы, где можно ознакомиться со средневековыми раритетами, посмотреть нумизматическую кладовую. Катайся на коляске, куда хочешь: никаких препятствий. Единственно, санузел доступен частично: на коляске можно проехать в тамбур, помыть руки, а вот в кабинки ведут стандартные узкие двери – досадный недочет.

Зато в залах есть сенсорные путеводители, расположенные на уровне сидящего на коляске человека. Хорошо, мне Артем обо всем рассказывал, а если бы я решил прогуляться один, то самое необходимое смог бы узнать через экраны этих электронных устройств.

Первый этаж обследован от и до, пора и на верхотуру! К нашим услугам просторный лифт, который любезно доставил нас на второй этаж. Здесь тоже практически все без порожков и перепадов: и зал «Казань 18 века» с интерьерами комнат и знаменитой каретой Екатерины второй, и экспозиция «Времена года» с представителями фауны нашего региона: от чучела зайца-русака до белуги почти тонны весом.

Но и на втором этаже в этой «бочке» безбарьерного благополучия поджидала ложка дегтя: два прогала, где экспонировалась военная атрибутика и тыловая техника – станки, трактор, на которых ковалась Победа, приподняты на ступеньку. На коляске без посторонней помощи ее не «форсировать». Впрочем, этот недочет легко устраним: можно в том же паркетном стиле сделать по бокам съезды – и предметы 70-летней давности можно будет увидеть во всей красе.

Вот и все. Артем Каменщиков с гордостью рассказывает, что может проводить экскурсии для инвалидов, передвигающихся на колясках: «Почти все доступно, еще чуть-чуть доделать – и не будет никаких проблем».

Действительно, приобщаться к культуре хотелось бы без всяких «но»: городским властям на площади 1 Мая оборудовать бы спецстоянки для инвалидов, а в самом музее приспособить бы туалет и частично второй этаж. Тогда все будет, как в лучших домах Лондона и Парижа.

В ГАРАНИН Казань

Пустеют окна. В мире тень.—

Давай молчать с тобой,

Покуда не ворвется день

В недолгий наш покой.

Я так люблю тебя такой —

Спокойной, ласковей, простой...

Прохладный блик от лампы лег,

Дрожа, как мотылек,

На выпуклый и чистый лоб,

На светлый завиток.

В углах у глаз — теней покой...

Я так люблю тебя такой!—

Давай молчать под тишину

Про дни и про дела.

Любовь, удачу и беду

Поделим пополам.

Но город ветром унесен,

И солнцу не бывать,

Я расскажу тебе твой сон,

Пока ты будешь спать.



Увидеть старину руками или музей равных возможностей».

        Стационарные экспозиции и выставки из фондовых коллекций музея располагаются на двух этажах корпуса по улице Кремлевской на площади около 2 000 кв.м. Многие предметы уникальны и экспонируются впервые.Символично, что Национальный музей Республики Татарстан – ныне крупнейший музей региона – был открыт в 1895 году как Казанский городской научно-промышленный музей. Собрание, сложившееся за более чем вековой период деятельности музея, отражает природное и культурно-историческое развитие Татарстана и его столицы, многовековой диалог культур народов, населяющих территорию края. Фонды Национального музея составляют основную часть всего музейного наследия Татарстана, включают около 800 тысяч единиц хранения. В музее в настоящее время осуществляется реконструкция здания и поэтапное строительство стационарной экспозиции.На первом этаже расположены разделы стационарной экспозиции – «Древняя история Татарстана», нумизматическая кладовая, выставка «Средневековая история региона в музейных раритетах». На втором этаже находятся разделы стационарной экспозиции «Казанская губерния в XVIII веке», «Татарская золотая кладовая», выставки из нескольких, особо ценных  коллекций музейного собрания. Сегодня Национальный музей расширяет свое пространство и все больше обращает внимание на людей с ограниченными возможностями здоровья. В Татарстане более пяти тысяч человек инвалидов по зрению, более двух тысяч проживает в Казани. Главная цель – активно интегрировать их в культурное и историческое пространство музея. С этой целью ежегодно в Национальном музее РТ разрабатываются занятия, предназначенные для инвалидов. Главная их цель – музейными средствами создать психологическую атмосферу, которая определяется подходом  «инвалиды не ущербные, а просто другие». При этом руководствоваться принципами открытости и доступности.Образовательная и воспитательная работа с инвалидами по развитию их личностной и социальной активности, с последующей интеграцией их в общество, возможна только благодаря слаженной системе мероприятий, проводимых для лиц этой категории, в том числе и учреждениями культуры.  Участие в этих занятиях как можно большего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья поможет им снять напряженность и тревожное состояние, раскрепоститься, проявить творческие способности, а главное - включиться в окружающий мир. А это, в свою очередь, будет способствовать их интеграции в общество здоровых людей. Национальный  музей республики Татарстан с 2010 года начал осуществление системной  работы по подготовке и проведению занятий для людей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проходят в разных формах: знакомство с экспозицией, фондовые показы, знакомство с музыкальными коллекциями, выездные экскурсии, интерактивные мероприятия. В музее с лицами такой категории должны работать специалисты – психологи. Однако существует проблема отсутствия в музее такого специалиста, в сопровождении которого должны проводиться занятия, или не всегда музей может пригласить специалиста со стороны. Получается, что вход в музей для детей - инвалидов по зрению был закрыт. Для этого на должность научного сотрудника музея пригласили меня, как человека, непосредственно работающего с инвалидами ( в 2004-2010гг. учитель истории в школе для слепых и слабовидящих детей города Казани) и сотруднечевшиго с музеем Надеюсь, что вскоре смогу сделать все, чтобы инвалидам в музее было комфортно, и главный музей республики стал музеем равных возможностей.  Начало работы с инвалидами по зрению в Казани положено в филиале Национального музея, литературно-мемориальном музее А.М.Горького. Там с 2005 года проводились мероприятия, где инвалидам по зрению  предоставлялась возможность тактильного ощущения предметов. Посетители смогли ощутить эпоху,  в которую жили и творили великий оперный певец  Федор Шаляпин и писатель М Горький, через предметы быта и музыку.          В ходе работы со слепыми и слабовидящими сотрудником музея Новиковой М.П. при поддержке Республиканской библиотеке слепых было подготовлено занятие, которое состоялось в  сентябре 2010 года Тема занятия «В гостях у мамонта» была специально подобрана под возможности аудитории. На занятии можно было и слушать, и свободно потрогать  различные кости, бивни мамонта. История была преподнесена через образный объемный мир, тем самым посетителям была приоткрыта дверь в мир прошлого. По итогам мероприятия вышла статья в журнале «Наша жизнь» Всероссийского общества слепых.         В рамках декады инвалидов  прошло занятие «Рати сверкающая сталь», подготовленные сотрудниками музея Хабаровым В.В. и Туркиным А.В.  Выставка «О доблестях, о подвигах, о славе» стала площадкой для демонстрации доспехов и оружия средневекового воина. Участники занятия могли не только потрогать экспонаты руками, но и примерить на себя доспехи воинов Куликовской битвы. Занятие имело большое образовательное и эмоциональное значение.     С целью охвата культурно-образовательной работой инвалидов, проживающих в районах республики, в практику музея стали входить и выездные занятия. На занятиях «Волшебный мир игрушки» и «Татарский Национальный костюм», подготовленные Ледяевой М.В. был организован фондовый показ, где учащиеся школы - интерната для слепых и слабовидящих могли познакомиться с игрушками, которыми играли их сверстники много лет назад и  сделать игрушку своими руками, а так же одеться в татарский национальный костюм.          С целью реабилитации и просветительской деятельности, каждую среду сотрудники музея выезжают на предприятие, где работают инвалиды по зрению, с радио-лекцией. Тематика лекций подбирается совместно с Республиканской библиотекой слепых. Сотрудником музея Сайфуллиным З.Т. Прочитаны лекции по истории Казани, ее памятниках, знаменитых людях. Отдельная лекция была посвящена инвалидам, сумевшим добиться больших успехов в жизни.          В январе в культурно – спортивном комплексе Всероссийского общества слепых был организован музыкальный вечер ко дню рождения  поэта – барда В.С. Высоцкого, его провели Тарвердян А.К. и Евдакимов В.В. Используя приемы музыкальной терапии, участники могли сами исполнить песни, прочитать стихи, т.е. каждый из зрителей мог стать полноправным участником концерта.         Разработано, адаптировано и успешно проведено музейное занятие, посвященное поэту – герою Мусе Джалилю. Занятие прошло в его мемориальной квартире, его провела директор музея Фаттахова Н.Г.. Посетителям рассказывается о жизни и подвиге поэта, дается прослушать фрагмент из оперы «Алтынчеч» и другие народные мелодии. Участники занятия имеют возможность прикоснуться к предметам быта 30-40-х годов.         Совместно с Всероссийским обществом слепых организованы экскурсии в Раифский Богородицкий мужской монастырь и остров-град Свияжск. Для желающих были организованы занятия в воскресной школе. По благословению архиепископа казанского Анастасия занятие проводит священнослужитель и работники Национального музея.          По традиции в новый год музей проводил благотворительные елки для детей инвалидов по специально разработанному сценарию. Детям было показано новогоднее представление «В новый год за белым кроликом». Ребята с Дедом Морозом, своими руками делали снежинки, смогли принять участие в рождественских гаданиях, пели песни, рассказывали стихи. И, конечно, каждый участник представления получил сладкий подарок с игрушкой. В  ближайших планах Национального музея участие в проекте «Меняющийся музей в меняющемся мире», где музей выступает с специальным проектом для детей – инвалидов  по зрению «Увидеть старину руками», разработанным специально под создание специальной экспозиции. Мы надеемся, что успех в реализации проекта обусловлен потребностью и желанием социально незащищенных слоев населения  общаться с музеем и знакомиться с его фондами.Будут проведены занятия Занятие Погружение в глубь веков В ходе занятие посетители познакомятся с археологическими памятниками Татарстана, смогут сами участвовать в имитации археологических раскопок. На примере новоделов познакомятся с древними орудиями труда и занятием человека.   Охотники на мамонтов. В ходе занятия посетители музея знакомятся с древним занятием человека – охотой на мамонта. Им представляются Шкура мамонта, наконечники стрел, лук, копья, кожаные сумки для стрел. Возможность нарядиться в древнего охотника. У гончарного круга В ходе занятия посетители музея знакомятся с древним ремеслом челов изготовлением керамической посуды. Им представляются горшки различных форм, два гончарных круга на которых можно попробовать сделать посуду руками. Блеск металла В ходе занятия посетители музея знакомятся с началом изготовления изделий из металла Украшения, и ремесленные изделия, инструменты литейщика , кузнеца и металлурга. Реализация данного проекта  направлена, прежде всего, на создание доступной информационной среды для инвалидов по зрению, и воспитания детей средствами культуры. Эффективность работы: анкетирование детей в после занятия. В рамках методической работы в музее разрабатываются занятия, которыми будут охвачены все категории детской аудитории. Это занятие «Волшебный музейный сундучок» для самых маленьких, с фондовым показом предметов хранящихся в музее. Занятие «Казань губернская», с рассказом о жизни горожан XIX – начала ХХ века, с выездом в музей казанского трамвая. Разрабатываются лекции к знаменательным датам, которые будут прочитаны в  детских учреждениях. Значение проводимой работы музея с инвалидами и инвалидами по зрению в частности велико;  незрячие и слабовидящие люди стали участниками настоящего «живого» музея, получили возможность непосредственно познакомиться  с экспонатами, окунуться в атмосферу музея, «выйти в свет».  Специфика работы современного регионального музея должна быть связана с активным включением в социальные связи лиц с нарушениями зрения, их интеграции в общество на основе широкого спектра услуг и создания необходимых условий без барьерной среды. Первые шаги в направлении работы с детьми с нарушениями зрения сделаны, но Социокультурная работа, проводимая средствами музея, должна стать частью ежедневной работы.    



Сделать бесплатный сайт с uCoz