Сергий Радонежский

Город. Зимнее небо.

Тьма. Пролеты ворот

У Бориса и Глеба

Свет, и служба идет.

 

Лбы молящихся, ризы

И старух шушуны

Свечек пламенем снизу

Слабо озарены.

 

А на улице вьюга

Все смешало в одно

И пробиться друг к другу

Никому не дано.

 

В завываньи бурана

Потонули: тюрьма,

Экскаваторы, краны,

Новостройки, дома.

 

И в значеньи двояком

Жизни, бедной на взгляд,

Но великой под знаком

Понесенных утрат.

 

Б. Пастернак

 

Жизнь и деятельность Преподобного Сергия Радонежского

           (1314-1392)          

 

          Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) родился в городе Ростове Великом. В семье Кирилла и Марии. Священник сказал матери, что появится светильник божий. С юности преподобный отличался набожностью и решил посвятить себя богу. В школе грамота давалась ему тяжело, и он молился и много читал божественных книг. Он стал вести иноческую жизнь. Постился по средам и пятницам. В княжение Московского князя Ивана Даниловича  он вместе с родителями переехал  в небольшой городок Радонеж. В двадцать лет Варфоломей стал проситься постричься в монахи, но остался с родителями до их старости. Все оставленное ему имущество он раздал нищим, сам с братом Стефаном отправился искать место для создания пустыни.

          Нашли они гору с лесом и водой, организовали келью и построили церковь, так зарождалась Троице-Сергиева лавра. Братья неустанно трудились. В двадцать три года Иеромонах Митрофан постриг Варфоломея под именем Сергий. Жил Сергий в нужде, был искушаем бесом, но Сергий молился. Пошли к Сергию паломники, стали селится возле него. Всего было братии двенадцать человек. Каждый много трудился и сам себя обеспечивал. Сергий питался только водой и хлебом и много молился. В обители было равенство. В тридцать четыре года Сергий стал первым игуменом монастыря.

         Сергий продолжал много работать и молиться. Сам пек просфоры. В монастырь вернулся брат преподобного Стефан с сыном Иваном. Сергий был строг. Каждый монах должен был трудиться и молиться. Собирать деньги у мирян запрещалось. Зарабатывать хлеб надо было усердием и надеждой на бога. Ходил игумен в самой бедной одежде. Много помогал Сергий людям, исцелял их физически и нравственно. М монастыре развивалась благотворительность, никто не уходил без подаяния. Вскоре в монастыре было введено общежитие. После ссоры с братом, Сергий тихо покинул монастырь, но братия и Митрополит Алексий вернули его. Он мог стать даже митрополитом Руси, но  Сергий из скромности не согласился. Тем временем монастырь стал многолюдным и превратился в лавру. Лавра стала школой, из которой выходили духовные работники земли русской. При участии преподобного было основано несколько монастырей близ Москвы, а всего около тридцати обителей.  

       Много думал Сергий об отечестве, настало время собирать Русь. Сергий благословил князя Дмитрия на борьбу с монголами, пророчил победу в Куликовской битве, он считал, что врага ожидает конечная гибель. Это предало силы войнам, за веру и родину. Молитвой Сергия с братией победа была полной. В честь победы в конце сентября была установлена Дмитриевская суббота. Сергию удалось померить князей, что способствовало сплочению земли русской. Явившаяся Сергию в монастырской церкви Богородица обещала, что не оставит обитель сию, а значит и Русь.

          После смерти преподобного тление не коснулось не только его тела, но и его одежд. Сергий продолжал являться во снах и ведениях. Игумен Никон воздвиг Троицкий собор, где находятся мощи святого. При Иване Грозном  Троице-Сергиев монастырь стал первым среди монастырей,  а заветы Сергия стали народным идеалом.

Каменщиков А.В.

 

Серафим Саровский

Столпник.

 

Он на столпе своем стоит,

Он в рубище убогом

И ветру, и грозе открыт.

Он с птицей, что к нему летит,

И с облаками говорит,

Но больше – с вечным Богом.

 

И Бог к нему благоволит

За вечный труд его молитв.

Ведь сердце столпника болит

О всех созданьях Божьих

О нас с тобою – тоже.

 

 

Саровская Пустынь

Религия-это часть идеала и жизни человеческой.                             Э. Ренан

Преподобный старец Серафим Саровский

(1759-1833)

 

 

         «Принял видимое откровение

О Господе Святом Духе»

В.Н.Ильин

 

            Родился будущий святой 19 июля в Курске, на родине преподобного Феодосия Печерского, в купеческой семье Мошненых, и был наречен именем Прохор. Мальчик рано выучился, у местного дьячка, читать и писать. В десять лет он стал читать Библию, святые книги, и регулярно посещать храм. Однажды он упал с лесов строящегося храма и остался невредим.

         В восемнадцать лет Прохор решил уйти в монастырь, мать не препятствовала ему в этом благом деле, зная его набожность. Он посетил Киевскую лавру, где старец Досифей посоветовал ему Саровскую пустынь, что у Дивеево в Тамбовской губернии. С 1779 года Прохор послушник монастыря. Он очень мало ел и спал, а все  молился, много читал, работал в хлебопекарне и столярне. В следующем году Прохор тяжело заболел, но смог быстро вылечиться по милости Пресвятой Матушки Богородицы, спасшей его в детстве во время падения. После болезни он выстроил храм и всегда особо почитал Богородицу.

        В 1786 году Прохор принял постриг под именем Серафим. Тагда же ему явилось ведение, в храм вошел Христос, после этого он долго молчал. В 1794 году Серафим начинает отшельничество. Он живет в лису, читает Евангелие, много молится. К нему приходили даже звери, постоят, посмотрят, он их всегда накормит. Серафим любил работать, рубить лес, косить траву. Раз на него напали разбойники и жестоко избили, и вновь он спасся хранимый Богородицей, но потом ходил уже с палочкой.

    В 1804-1807 годах Серафим столпничал в молитве на камне. В 1807-1810 годах совершил подвиг молчания. В 1810-1815 гадах Серафим затворничал в келье Саровского монастыря. Он молчал. Много молился, держал строгий пост и даже спал на камнях. С 1815 года он стал давать советы братии монастыря, а затем и принимать всех желающих для благословения и совета. Начался период старца Серафима, ставшего «всяческим для всех».

         Серафим стал принимать тысячи людей и всем старался помочь. Серафим учил не унывать, это большой грех. Надо молиться, молитва, это путь ведущий к Господу. Через стяжание Духа Святого, иметь царство Божие, находиться в любви к Богу. Вскоре, по воле Бога, он начал лечить.

          В 1832 году произошло Серафиму ведение, явилась к нему Пресвятая, Пречистая Богородица, беседовала с ним.

          14 января 1833 года Серафим почил. 19 июля 1903 года преподобный старец был канонизирован, в присутствии царской семьи и огромного множества народа, собравшегося со всех концов России. 

        Серафим Саровский глубоко почитается русским народом. Каждый год в Дивеево приезжают тысячи паломников, чтобы помолится святому старцу, принести ему свои печали и радости и обрести надежду на спасение.

Каменщиков А.В.    

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz