Казань Кремль Благовещенский собор

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

 

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса.

Небо блещет - точно море,

Море - точно небеса.

 

Сосны в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

Янтарями потекла.

 

И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

Похристосовался ландыш

С белокрылым мотыльком!

К. Фофанов

 

К 455-летию Казанской епархии

          После покорения Казанского царства (1552Г.), послал Царь Иван Васильевич Грозный в Казань отца Тимофея, для учреждения Казанской епархии на таможенном доходе, «Да познают новые подданные наши Бога истинного. И будет едино стадо и един Пастырь».

          Становление и развитие Казанской епархии, учрежденной в 1555 году, связано со святыми Гурием, Германом,  Варсонофием и Гермогеном. В это время началась миссионерская  и просветительская деятельность в крае, по привлечению в православие инородцев. Крестить их  предполагалось ласково, без насилия, тихо вести с ними беседу.

          В первые годы деятельности Гурия ( Григория Руготина 1500-1564), начался духовный поход в край. Вместе с Гурием в Казань были направлены мастера, которым поручалось возведение церквей, среди них были и знаменитые зодчие Иван Ширяй и Постник Яковлев. Были построены Казанский Благовещенский собор (1562Г.), основаны Зилантов (Успенский) монастырь в Казани и Успенский мужской монастырь в Свияжске. Росло монастырское землевладение. Проводилось крещение народов края, «и обратил  Гурий в православие их многие тысячи». Мощи Святителя Гурия помещены были в Благовещенский собор.

        Игуменом Свияжского монастыря был Герман (Григорий Садырев-Полев 1505-1567), сменивший Гурия на епископской кафедре. Он продолжил миссионерскую деятельность. Архиепископ в то время наряду с воеводой управлял краем и вершил духовный суд. Мощи Германа хранились в Свияжском Успенском монастыре.

       Архимандрит Спаса - Преображенского монастыря Варсонофий был лекарем и знал татарский язык (был в плену в Крыму), что облегчало миссионерскую деятельность. Варсонофий был сотрудником Гурия. За полвека из 230 служилых татарских хозяйств 145 были ухе новокрещеными.

         В 1579 произошло чудесное обретение иконы Казанской божьей матери, которая явилась девочке Матрене на пепелище дома. Икона стала защитницей России, и ее чтят 21 июля в день обретения и 4 ноября в день освобождения Москвы от поляков в Смутное время. Икона помещалась в Богородицком девичьем монастыре. Риза иконы была убрана 479 бриллиантами, 100 алмазами и 1120 драгоценными камнями.

        В 1589- 1732 годах существовала Казанская митрополия. Первым митрополитом Казанским был Гермоген (1589-1606), будущий патриарх Всероссийский, выступавший за борьбу с польскими интервентами в смутные для России годы и погибший за веру. Гермоген написал житие Святого Гурия.

        До конца XVI века были основаны монастыри и школы при них, Иоанна -Предтеченский, Богородицкий и Федоровский. За полтора века в крае было возведено триста церквей.

         Всем своим христианским просвещением Казанский край до самого XVIII века был обязан единственно деятельности своих чудотворцев Святых Гурия, Германа,  Варсонофия и Гермогена.     

Каменщиков А.В.

Светозарною весною —

Днем и в поздний час ночной —

Много песен раздается

Над родимой стороной.

 

Много слышно чудных звуков,

Много вещих голосов —

Над полями, над лугами,

В полутьме глухих лесов.

 

Много звуков, много песен, —

Но слышней всего с небес

Раздается весть святая,

Песня-весть — "Христос Воскрес!.."

 

Свияжск.

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

Теремами и садами.

 

         Весной 1551 года на нагорной стороне Волги на круглом холме красовался первый русский город на земле Казанской и древней Булгарской – Свияжск (Иван - Новгород), срубленный в лесах у Углича и собранный в четыре недели.

         Еще до основания города люди слышали здесь колокольный звон и церковное пение невидимого хора. А вокруг холма, на котором и возник город, ходил сам преподобный Сергий с крестом.

          После закладки крепости были построены церкви во имя Рождества Богородицы и Святого Сергия Радонежского. Новый город окружали стены с башнями и воротами, были сделаны рвы и валы. Но со временем город потерял значение крепости и стал уездным городом Казанской губернии.

         Свияжск особенно был красив весной, когда он весь окружался разливом рек Волги, Свияги, Щуки и возвышался в виде острова, издалека виднеясь с Волги ансамблем своих белокаменных церквей и колоколен.

         Близость Свияжска от Казани (37 верст) делало экскурсии сюда одним из излюбленных летних занятий Казанцев, не говоря уже о Свияжских святынях привлекающих в этот город большое число богомольцев.

          В Свияжске было два монастыря и восемь церквей. В 1555 году был основан Успенский мужской монастырь со школой для иноверцев. В монастыре находиться собор Успения Богородицы (1560 год), церковь вознесения Христова и Никольская церковь (1556 год). Фресковая живопись и иконопись в храмах Свияжска яркая страница древнерусского искусства.

          В это же время основан Предтеченский женский монастырь с храмами, соборный Иоанна Предтечи, Божьей матери «Всех скорбящих радость» (1906 год). Церковь Сергия Радонежского. Деревянная церковь Животворящей Троицы (1551 год), уникальный памятник древнерусской архитектуры сохранившейся до наших дней. 

          Среди древних храмов выделялись, храм во имя Святого чудотворца Николая всегда особо почитаемого на Руси, храм Успения Пресвятой Богородицы. Церкви, Николаевская, Софийская, Константина и Елены ( середина XVI века).

          В Свияжске открылась и первая школа-интернат для слепых в 1932 году. «Имени 10 лет ВОС» просуществовавшая до 1968 года. Свияжская школа изначально открылась как русско-татарская, в ней было 4 русских и 4 татарских класса. Учились 8 лет.

          Школа располагалась в восьми зданиях, на двух улицах, что было неудобным для перемещения детей. Ходатайство перед прокурором СССР Вышинским о возвращении школы в Казани, закрытой в 1930 году, остался не разрешенным.

          Пре школе располагались мастерские корзиночная и столярная. Наблюдалась острая нехватка брайлевской бумаги. При школе были кружки музыки, рояля, литературно-художественный на русском и татарском языках, драматический, хоровой, рукоделия, проводилась политучеба. Здание бывшей школы слепых находится сейчас в полуразрушенном состоянии, но каждый год бывшие выпускники приезжают сюда, чтобы вспомнить свою юность.

          К сожалению и большинство храмов было порушено в годы Советской власти. Это стало       большой духовной и культурной утратой для всей страны. Сейчас православные верующие республики Татарстан и паломники со всей России с надеждой ждут и молятся о восстановлении острова града -  Свияжск.

Каменщиков А.В.

Татарстан Остров-град Свияжск

Свияжск зимой

Свияжск на рестоврации

Сделать бесплатный сайт с uCoz